Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: ситуация в целом по действию Киотского протокола ухудшилась, но есть определенные перспективы

Очередная конференция по предотвращению глобальных изменений климата продлила действие Киотского протокола на новый период и изменила правила для его участников. Для Украины ситуация в целом ухудшилась, но есть и определенные перспективы.

В декабре 2012 г. на XVIII конференции Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) в столице Катара Дохе участники все-таки договорились о продлении Киотского ситпротокола еще на 8 лет – до 2020 г. В саммите участвовало почти 200 стран; наиболее острые споры вызвал вопрос, должны ли развитые и богатые государства компенсировать бедным задержки экономического развития, вызванные мерами по сокращению выбросов парниковых газов. Решение о начале второго этапа Протокола, а также ряд финансовых и других решений объединены в пакет “Дохийский климатический портал”. В начале 2020 г. вступит в силу новое всеобъемлющее климатическое соглашение, которое должно быть подготовлено и согласовано до 2015 г.

Эксперты отмечают, что в конечном счете крупные эмитенты парниковых выбросов – США, Евросоюз, Китай – поддержали итоговый пакет с различными оговорками. Экс-министр экологии и природных ресурсов, а ныне глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий в декабре рассказал, что Украина оказалась одной из немногих стран, принявших на себя новые ограничения по парниковым выбросам в рамках второго этапа. Так, наша страна обязалась в течение нового периода действия Протокола снизить выбросы парниковых газов еще на 20% в сравнении с 1990 г. (ныне предусматривается уменьшение на 24%). Что, впрочем, будет нетрудно выполнить, т.к. тогда УССР эмитировала в общей сложности 980 млн. т таких газов, а в 2011 г. выбросы составили примерно 400 млн. т.

По словам Эдуарда Ставицкого, Киев подал наивысшее расчетное значение целевого показателя по ограничению и сокращению выбросов (QELRO) на второй период обязательств – 76%. “Международное сообщество приветствовало амбициозные обязательства Украины как самые высокие среди всех заявленных различными странами. В частности, 6 декабря еврокомиссар по климату Конни Хедегаард на двусторонней встрече сказала мне, что такой высокий целевой показатель снижения эмиссии говорит о по-хорошему высоком уровне амбиций страны” – сказал министр. На второй период действия Киотского протокола сняты нормы, разрешавшие странам менять свои обязательства при согласии 75% участников договора. Теперь можно будет только повышать свои ограничения (без согласия остальных сторон).

И все же Украина наконец получила особый статус страны с переходной экономикой и, соответственно, право на преференции для таких стран. А это, среди прочего, позволяет рассчитывать на доступ к новым источникам финансирования в рамках РКИК: так, к 2020 г. должен быть создан адаптационный фонд Green Climate Fund, который будет ежегодно направлять на энергосбережение в странах с переходной экономикой не менее $100 млрд.

Кроме Украины, обязательства на себя взяли ЕС, Австралия, Беларусь, Исландия, Казахстан, Лихтенштейн, Монако, Норвегия и Швейцария. Нетрудно заметить, что на ограничения согласны основном европейские страны и участники СНГ, тогда как, например, Япония и Канада отказались продлевать свои обязательства. Директор фонда Сarbon Investment Украина Виталий Федорченко напоминает, что и Брюссель, и Москва активно выступают за обязательность норм Протокола. Кремль к тому же вместе с Вашингтоном, Токио, Оттавой активно лоббирует то самое новое долгосрочное климатическое соглашение, нормы которого станут строго обязательными для участников. Киев же остается на своей “смешанной” позиции: активно поддержав продление Протокола, он в то же время выступает за обязательность любого будущего формата для стран-участников.

Однако специалисты указывают, что на деле второй этап Протокола не слишком выгоден Украине. Так, по словам Эдуарда Ставицкого, изменены правила переноса единиц установленного количества (ЕУК) выбросов с прежнего на новый этап договора. “Это значительно ограничивает возможности по доселе не использованным квотам. Кроме того, даже если бы нас не ограничили в использовании остатка квот первого периода, торговля ими на новом этапе будет почти невозможна, так как потенциальные покупатели – Япония, Австралия, Евросоюз, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн, Монако – заявили об отказе покупать ЕУК (конвертированные в единицы сокращения выбросов, ЕСВ), перенесенные с первого периода обязательств по Киотскому протоколу” – признает он. Неиспользованный объем квот в Украине достигает 1,25 млрд. т на рыночную сумму в $10-12 млрд., и страна весьма заинтересована их распродать.

По данным директора компании MGM International Владислава Жежерина, ЕУК первого этапа можно было конвертировать в ЕСВ только до 31 декабря 2012 г. Ныне уже наступил второй этап, и для новой конвертации надо будет ждать минимум год. Кроме того, до этого момента еще необходимо ратифицировать новые соглашения. “И уже сейчас бизнесу, ранее реализовавшему проекты совместного осуществления (ПСО), невыгодно получать ЕСВ, так как их цена упала до 0,10-0,15 евро и не покрывает даже операционных затрат (так, верификация стоит около 20 тыс. евро). Поэтому реализация новых ПСО может быть отложена приблизительно до 2016 г.”, – сетует специалист.

Наконец, для второго периода Протокола заметно изменен порядок расчета количественных ограничений. Это в первую очередь касается ведущих стран, где выбросы растут – как развитых, так и развивающихся. Виталий Федорченко указывает на то, что по новым нормативам объемы допустимых выбросов для ряда стран были повышены, что прогнозируемо уменьшит международный спрос на ЕСВ, а значит, и сузит возможности Украины продавать их. Экономисты считают, что в результате нашей стране останется рассчитывать на изменение неблагоприятных для нее правил в новом “большом” соглашении, которое должно быть подготовлено до 2015 г. Поэтому в ближайшие год – два Кабмин может стать намного более активным сторонником этого нового соглашения, чем ранее. (Укррудпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version