Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Россия: перевод экспорта на Nord Stream может принести ОАО “Газпром” дополнительные издержки

Переброска экспортных объемов газа из Украины на новый газопровод Nord Stream может дорого обойтись “Газпрому”. Контракты монополии по прокачке значительных объемов газа через страны Восточной Европы заключены с условием ship-or-pay, поэтому их недозагрузка грозит “Газпрому” штрафами. В январе-сентябре 2012 г. транспортные расходы “Газпрома” уже выросли на 20%. Причем на фоне увеличения издержек он из-за растущей конкуренции вынужден снижать цены для европейских потребителей, уменьшая маржу.

Цена транзита российского газа в Европу через Украину и газопровод Nord Stream (из России в Германию по дну Балтийского моря) в январе-сентябре 2012 г. выросла на 20% до 237,8 млрд. руб., говорится в опубликованном 17 января отчете “Газпрома” по МСФО. Но источник “Коммерсанта” в Минтопэнерго Украины утверждает, что цена транзита для “Газпрома” в 2013 г. выросла всего на 5%. При этом, по оценке директора киевского Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, по итогам 2012 г. транзит российского газа через Украину сократится на 15% до 85 млрд. куб. м газа.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин добавляет, что Nord Stream, мощность которого в октябре удвоились до 55 млрд. куб. м газа в год, сейчас загружен примерно на треть. Эксперт полагает, что рост экспорта по Nord Stream за счет сокращения транзита через Украину выливается для монополии не только в высокие платежи за прокачку (тарифы Nord Stream не раскрываются), чтобы окупить новый газопровод.

Дело в том, что многие контракты на транзит газа с европейскими странами заключены на условиях ship-or-pay и снижение прокачки оборачивается для “Газпрома” штрафами.

Крупнейшим транзитером российского газа в Европе является Словакия. У “Газпрома” с ней контракт до 2029 г. на транзит до 50 млрд. куб. м газа в год на условиях ship-or-pay. В сентябре глава “Газпром экспорта” Александр Медведев, будучи в Словакии, заверил, что “все обязательства по этим контрактам будут выполнены” и страна “без транзитных платежей не останется”. В итоге до 2029 г. “Газпром” заплатит Словакии за транзит более 900 млрд. куб. м газа, но реальный объем прокачки составит не более четверти заявленного, уверен Корчемкин. То есть транзит одних и тех же объемов газа будет оплачен дважды, на старых маршрутах через Восточную Европу и через Nord Stream, полагает эксперт, и это без учета перспективы введения газопровода South Stream и на фоне снижения объема экспортных поставок “Газпрома”.

В “Газпроме” и “Газпром экспорте” ситуацию не комментируют. Но в том же отчете по МСФО говорится, что при росте в январе-сентябре тарифы для потребителей в бывшем СССР выросли на 20%, а для Европы – на 9%, маржа с прибыли от продаж снизилась с 36% до 26%. Причем “Газпрому”, чтобы выдержать растущую конкуренцию на европейском рынке, приходится снижать цены. В частности, французская GDF Suez, австрийская Econgas и немецкие Wingas и WIEH в январе подали заявки на пересмотр условий своих контрактов, сообщил заместитель гендиректора “Газпром экспорта” Сергей Челпанов. Ряд европейских потребителей “Газпрома” получили скидки раньше. Компания снизила и среднюю прогнозную цену газа для Европы на 2013 г. с $415/тыс. куб. м до $370. При этом по пересмотренным задним числом за 2010-2011 гг. контрактам “Газпром” рискует выплатить 133 млрд. руб. ретроактивных платежей (с учетом уже выплаченных более 60 млрд. руб.). Как ожидают в монополии, 30,4 млрд. руб. из них компенсирует государство в виде частичного возврата налога на прибыль.

Из-за снижения конечных цен и роста транзитного тарифа маржа “Газпрома” продолжит сокращаться, а его экспорт газа через Nord Stream может оказаться на грани рентабельности, считает Михаил Корчемкин. В отличие от главного конкурента “Газпрома” в Европе – Норвегии – транспортная составляющая в цене российского газа очень велика, так как газ идет с Ямала, добавляет глава направления “мировая энергетика” в “Сколково” Татьяна Митрова. Если у Норвегии транспортировка в конечной цене составляет около 30%, а добыча 70%, то у “Газпрома” примерно наоборот, поясняет она. При этом, норвежские власти выступили с инициативой снизить транспортные тарифы по новым газовым контрактам примерно на 7%, чтобы стимулировать добычу на шельфе страны и рост экспорта. Дмитрий Марунич считает, что “Газпром” может частично компенсировать рост транспортных расходов за счет переброски части украинского экспорта не на Nord Stream, а через Беларусь, чьи газопроводы принадлежат “Газпрому”. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version