Независимые владельцы бензоколонок стоят перед угрозой разорения. Заявление об этом сделал заместитель главы Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин.
По данным ФАС, нефтяные компании нередко отказывают в продаже топлива независимым розничным заправщикам, утверждая, что продукции едва хватает собственным АЗС. Анатолий Голомолзин предполагает, что вывод из торгового оборота бензина класса “Евро-2” еще более осложнит ситуацию. В Тюмени, где примерно каждая вторая АЗС принадлежит независимым трейдерам, эти опасения не разделяют. Генеральный директор сети АЗС “Валерия и К” Сергей Княжев сообщил агентству нефтегазовой информации, что ему пока не приходилось сталкиваться с отказом продать топливо: “Если вовремя делаешь заявку в «Газпромнефть» – спокойно встаешь в план и получаешь нужный продукт. А если прибегаешь в последний момент и требуешь бензовоз – ну, наверное, тут могут быть проблемы”.
В то же время Сергей Княжев предположил, что “сегодня-завтра многие АЗС могут либо отойти к сетевикам, либо просто закончить свою деятельность”. Но связано это не с прекращением торговли топливом класса “Евро-2”, а с тем, что бизнес становится все невыгоднее: “Разница в ценах у крупных компаний и небольших независимых трейдеров измеряется буквально копейками. Наше предприятие держится за счет того, что в свое время мы установили высокую планку обслуживания: удобный подъезд к АЗС, удобное расположение колонок, оплата через банковские карты и т. д.”.
В этом случае ситуация на топливном рынке Тюменской области может сложиться как в Омской области. “Частных трейдеров там вытеснили, – говорит Сергей Княжев. – Крупные нефтяные компании занимают 95% рынка, и всего 5% – частники. Непонятно, почему ФАС не обратит внимание на этот факт”. О монополии, сложившейся в топливной отрасли другой области – Новосибирской, заявляет президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров Юлия Золотовская: “В Новосибирске владельцы заправок распродают свой бизнес. Покупателем, как правило, выступает “Газпром нефть”, у которой в регионе нет конкурентов. Складывается ощущение, что независимые сильные игроки для области лишние”.
В прошлом году Ассоциация независимых нефтетрейдеров уже обращалась в УФАС по Новосибирской области: “Мы писали, что «Газпромнефть» нарушает закон о конкуренции, – сообщает Юлия Золотовская. – Новосибирская область в 2012 г. не случайно лидировала по темпам роста цен на моторное топливо. В Алтайском крае конкуренция со стороны Роснефти все-таки сдержало рост цен”.
Юлия Золотовская высказывает надежду, что усилия антимонопольной службы помогут отстоять интересы независимых сетей. В частности, этому может способствовать предложение Анатолия Голомолзина разделить торговые подразделения вертикально интегрированных нефтяных компаний на розничные и оптовые.
Проект изменений в закон “Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ” ФАС намерена предоставить правительству к сентябрю. Ранее идею подобного законопроекта высказывали представители Российского топливного союза. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины, СНГ, мира)