Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: начинаются сланцевые протесты

На прошлой неделе украинское правительство одобрило проект соглашения о разделе продукции с британско-нидерландским концерном Shell. Его дочерняя компания Shell Exploration and Production Ukraine B.V. будет разрабатывать месторождения сланцевого газа в восточных областях Украины. Право работать в западноукраинских областях получила американская компания Chevron, проект соглашения с которой еще готовится. Но партия “Свобода”, прошедшая в Верховную Раду по итогам октябрьских выборов, требует запретить экологически опасные проекты добычи сланцевого газа в Украине.

Конкурсы на право разрабатывать месторождения состоялись в середине мая прошлого года. Shell получила Юзовскую площадь (около 8 тыс. кв. км) на территории Харьковской и Донецкой областей, а Chevron – Одесскую площадь (6,3 тыс. кв. км) во Львовской и Ивано-Франковской областях. В то же время американская Exxon Mobil во главе консорциума из нескольких компаний получила право разрабатывать Скифскую площадь (16 тыс. кв. км) на шельфе Черного моря.

В тот момент премьер-министр Николай Азаров провозгласил, что в обозримом будущем Украина избавится от газовой зависимости. “У нас есть газ и нефть. Причем не где-нибудь там, за 10 тыс. км, за Северным полярным кругом, а в центре Украины. Что надо? Время надо, и деньги нужны, чтобы освоить эти месторождения. И будем иметь 60 млрд. куб. м своего газа”, – сказал он. В правительстве утверждали, что к 2030 г. Украина сможет полностью отказаться от импорта газа.

Приводятся разные оценки запасов нетрадиционного газа. Но даже по самым скромным подсчетам, Украина занимает четвертое место в Европе (после Польши, Франции, Норвегии) по объемам запасов.

Ранее планировалось, что к концу 2012 г. будут подписаны соглашения о разделе продукции, после чего иностранные компании привлекут средства для начала разведывательных работ. Год тому назад украинские чиновники оптимистично заявляли, что первый сланцевый газ будет получен уже в 2015 г.

Но ситуация развивалась не так стремительно. Источники, близкие к правительству, неофициально говорят, что стороны более полугода спорили по поводу будущих соглашений и требовали друг от друга гарантий выполнения договоренностей. Отголоском этих споров можно считать недавнее решение украинского правительства фактически отменить плату за предоставление специальных разрешений на разработку месторождений. Информированные источники отмечают, что западные компании возмутились: от них требуется вложить несколько миллиардов долларов в проект, успешность которого до начала работ остается под вопросом, а кроме того – оплатить право на эти работы, хотя такое право было получено по итогам конкурса. В этом вопросе украинское правительство уступило, и к концу января проект соглашения с Shell был одобрен. На очереди – такие же документы с Exxon Mobil и Chevron. Новый министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков на днях сказал журналистам: “Я надеюсь, это все (подписание соглашений о разделе продукции, после которого начнется бурение пробных скважин) произойдет в первом полугодии”.

Но именно сейчас представители партии “Свобода” в украинском парламенте заявили протест против добычи сланцевого газа. Председатель парламентского комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Ирина Сех внесла на рассмотрение депутатов проект постановления “Экологические проблемы добычи сланцевого газа в Украине”. Слушания запланированы на конец марта. В документе, подготовленном представителями оппозиционной фракции, сказано: “Возможные экологические проблемы, связанные с добычей сланцевого газа в Украине, в частности, экологические последствия применения технологии гидроразрыва пласта, вызывают протесты общественности”.

Примечательно, что даже в облсоветах Харьковской и Донецкой областей, которые в середине января дали добро на начало работ на своей территории, за такое решение проголосовали далеко не все депутаты. В западных областях местная власть вообще не торопится разрешать бурение. Специалист, ранее работавший в “Нафтогазе”, неофициально пояснил “НГ”, что местное население выступает против добычи сланцевого газа: “Чего люди боятся? Традиционно применяемая технология предусматривает бурение множества скважин, в каждую из которых под высоким давлением подается вода с песком и специальными химическими реактивами – так разбиваются пласты породы, чтобы извлечь сланцевый газ. Это значит, что могут быть уничтожены большие площади плодородной почвы, в некоторых местах – вместе с уникальной флорой. Грунтовые воды могут быть загрязнены химреактивами. Может произойти сдвиг пластов породы, что приведет к землетрясениям техногенного характера. Всего этого боятся местные жители”. Представители “Свободы” заявляют, что люди готовы выйти на акции протеста.

Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук сомневается в том, что ситуация завершится скандалом и отказом западных компаний от работы в Украине. “Действительно, последствия долгосрочного применения традиционной технологии добычи сланцевого газа еще неизвестны. Но, думаю, в конечном итоге облсоветам пообещают больше денег на экологические программы”, – сказал он “НГ”. Эксперт обратил внимание, что стоимость добычи сланцевого газа высока, и его стоимость – по крайней мере на первом этапе – будет не принципиально отличаться от цены на российский газ. Если сейчас у “Газпрома” Украина покупает газ по $421/тыс. куб. м (с учетом $100 скидки), то цена 1 тыс. куб. м сланцевого газа экспертами определяется на уровне примерно $350. И если российская сторона согласится пересмотреть условия газовых контрактов, пока длятся протесты против добычи сланцевого газа, то Киев скорее всего отложит начало реализации проектов с западными компаниями, предполагают аналитики рынка. (Независимая газета/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version