“Нафтогаз Украины” направил “Газпрому” ответ, в котором фактически отказался оплатить счет за недополученный в 2012 г. газ. Компания подчеркнула, что своевременно и в полном объеме оплатила весь потребленный газ. А поэтому считает свои обязательства по контракту выполненными. Хотя в тексте об этом прямо не сказано, но украинская сторона предлагает “Газпрому” либо разрешить недоразумение за столом переговоров, либо выяснять отношения в международном суде.
При этом отмечается, что “Газпром” внес новый пункт в повестку дня саммита Украина-Евросоюз. На встрече 25 февраля будут обсуждаться энергетическая безопасность Украины и стабильность поставок газа в Европу. В Киеве считают, что огромный счет, выставленный российской компанией Украине за недобор газа, положительно повлияет на процесс ее евроинтеграции. Ведь Европа убедится в том, что Москва использует газовый рычаг для давления с целью принудить Украину к интеграции в Таможенный союз.
3 февраля министр иностранных дел Украины Леонид Кожара побывал в Брюсселе, где встретился с еврокомиссаром по вопросам энергетики Гюнтером Эттингером. Он заверил, что счет на $7 млрд., выставленный “Газпромом”, не повлияет на стабильность транзита российского газа в ЕС по украинской территории.
Именно этот вопрос больше всего беспокоил Еврокомиссию с того момента, как стало известно о финансовых претензиях, которые украинская сторона не в состоянии удовлетворить. Еще в конце прошлой недели пресс-секретарь Эттингера Марлен Холзнер заявила: “Еврокомиссия поддерживает постоянные контакты с Киевом и Москвой с целью обеспечения стабильных поставок российского природного газа через территорию Украины в ЕС”.
Неделю назад многие эксперты прогнозировали очередной газовый кризис и не исключали повторения ситуации 2009 г., когда “Газпром” перекрыл поставки газа в Украину, а в результате пострадали и некоторые европейские страны. Партнер и аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин сказал агентству УНИАН: “Можно ожидать таких проблем, как полное прекращение поставок газа в Украину, так как условия контракта нарушены”. Он отметил, что украинская сторона обязалась по контракту покупать 52 млрд. куб. м в год, но независимо от реального объема потребления оплачивать не менее 41,6 млрд. куб. м. “Если в прошлом году Украина взяла только 33 млрд. куб. м, то за остальное надо доплатить”, – сказал Крутихин.
Пережив шок, в Киеве взялись за свои подсчеты. И так и не поняли, откуда взялась сумма $7 млрд. Ранее агентство Standard&Poor`s прогнозировало возможные финансовые претензии “Газпрома” к Украине за недобор законтрактованного газа на уровне не более $1,2 млрд.
Источник в энергетической отрасли сказал “НГ”: “Посмотрите по новостям информагентств – осенью Миллер подтвердил, что Украина обязана выкупить 33 млрд. куб. м газа. А теперь выясняется, что 41,6 млрд. – как они поясняют, на 20% меньше от первоначального контрактного объема. Хорошо. Допустим, “Газпром” требует заплатить за те 8,6 млрд. куб. м, от покупки которых украинская сторона отказалась. Но откуда все же $7 млрд.? Получается, что 1 кубометр невыкупленного газа стоит $815? Что это за цена?”
Замдиректора Центра Разумкова Валерий Чалый отметил, что сумма счета похожа на шантаж: невыполнимыми требованиями Украину загоняют в рамки российских условий. Первое из которых, как известно, – членство в Таможенном союзе. Эксперт считает, что вопросы нужно задавать не “Газпрому”, а украинской власти. “Если называется такая сумма, то должны быть какие-то объяснения. Очевидно, что в контрактах не записана возможность одностороннего решения по объемам. Это вопрос судебного решения или согласия сторон”, – отметил он.
Официально Киев надеется не доводить дело до суда. Глава МИДа Кожара ранее сказал, что речь не может идти об убытках “Газпрома”, а только о недополученной прибыли. Он отметил, что ситуация неприятна, но из нее можно выйти по-партнерски. Хотя бы потому, что Украина и Россия – важнейшие друг для друга торговые партнеры. “Товарооборот с Российской Федерацией ежегодно растет. Например, в прошлом году он составил $57 млрд. Это рекордный показатель. Украина также очень важна для России”, – сказал он.
Примечательно, что в эти дни Кожара дипломатично, но предельно ясно высказался и на тему участия Украины в Таможенном союзе. Если до газового скандала Киев предполагал некую особую форму интеграции без полноправного членства, то теперь министр признал, что “частичная интеграция” не предусмотрена документами ТС и что для Украины вряд ли будет сделано исключение из общих правил. Поэтому Кожара считает, что в текущем году стороны должны выработать оптимальную модель взаимодействия: “Любая страна может найти точки соприкосновения, каким образом сотрудничать с союзом”.
На этом фоне и появились опасения, что “Газпром” перекроет Украине газ. Эксперт по энергетическим вопросам Богдан Соколовский заявил, что это было бы “неоценимым подарком Украине” в контексте евроинтеграции. По его мнению, Брюссель накануне саммита убедился бы, что Москва использует газовый рычаг для влияния на внешнюю политику Киева. И ради достижения своей цели ставит под угрозу стабильность поставок в ЕС, ведь газ в Украину и транзит в Европу поставляются по одному и тому же трубопроводу. Именно поэтому в 2009 г. желая наказать Украину, “Газпром” спровоцировал газовый кризис европейского масштаба.
Источник в энергетической сфере сказал “НГ”, что сейчас позиции украинской стороны гораздо сильнее, чем четыре года назад: “При оранжевой власти не было понятно, кто прав, кто виноват, сколько газа потребили и за что не заплатили. С точки зрения европейцев, ситуация была мутной. Сейчас все ясно: от нас требуют не долги вернуть, а заплатить за упущенную выгоду “Газпрома”, который и так продает Украине газ по самой высокой в Европе цене. Сама сумма предъявленного счета, которую невозможно объяснить логически, – уже достаточный аргумент для европейцев. И не говоря уж о том, что Харьковские соглашения от 2010 г.вообще отменили те пункты газовых соглашений, в которых речь шла о применении санкций за недобор газа”.
Как стало известно “НГ”, в ближайшее время украинская сторона отправит “Газпрому” официальный ответ, в котором откажется признавать финансовые претензии. Министр иностранных дел, прибыв в Брюссель, ответил на вопросы журналистов: “Насколько я понимаю, пока я был в пути, правительство Украины не признало счет на $7 млрд. как суверенный долг Украины”. Он выразил надежду, что ситуация будет разрешена в переговорном процессе. “Если эти вопросы не будут решены за столом переговоров, то сам контракт с Россией о поставках газа предусматривает другие процедуры, которые также можно использовать”, – так, по мнению журналистов, министр намекнул на возможность судебного иска со стороны Украины.
Все это обсуждалось в ходе встречи Кожары с Эттингером. По сообщению пресс-служб, стороны, говоря о подготовке к февральскому саммиту, обсудили варианты углубления двустороннего энергетического сотрудничества в рамках Договора об Энергетическом сообществе. Пока неизвестно, будут ли через месяц подписаны какие-либо новые документы. Но в Киеве говорят, что ЕС готов увеличить объемы поставок газа в Украину – для этого реконструируются отдельные ветки магистральных трубопроводов. На днях премьер-министр Николай Азаров встретился с представителями немецкой компании Ferrostaal, которая вместе с Deutsche Bank осуществляет работу по модернизации. Он подчеркнул: “Украина заинтересована в поставках природного газа из Европы, который сейчас значительно дешевле российского. Это для нас особо важно сейчас, в условиях, когда действует кабальное газовое соглашение с РФ”. (Независимая газета/Энергетика Украины, СНГ, мира)