“Газпром” планирует начать разработку Штокмановского месторождения только после 2019 г. Об этом изданию “КоммерсантЪ” рассказал источник, знакомый с презентацией компании для инвесторов, представленной 8 февраля. Это подтвердил представитель “Газпрома” Сергей Куприянов, подчеркнув, что начать освоение месторождения раньше уже не получится. Компания называет минимальные сроки, реальная добыча на месторождение, вероятно, начнется еще позже, для Штокмана по-прежнему нет рынков сбыта, непонятна схема разработки и состав консорциума, отмечает Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research.
Открытый еще в 1988 г. на шельфе Баренцева моря Штокман с запасами 3,9 трлн. куб. м газа исходно был ориентирован на поставки газа в виде СПГ на рынок Северной Америки. К 2015 г. туда планировалось поставлять более 60 млрд. куб. м газа. Но из-за начала добычи сланцевого газа США и Канада не только закрыли собственные потребности, но готовятся к 2015 г. стать чистыми экспортерами СПГ в Европу и АТР. Именно на эти рынки “Газпром” пытался переориентировать Штокман, обещая начать добычу в 2016 г., а еще через год – поставки. Но консорциум Shtokman Development, созданный еще в 2008 г. с участием “Газпрома” (51%), французской Total (25%) и норвежской Statoil (24%), несмотря на призывы президента РФ Владимира Путина, так и не смог утвердить схему разработки и принять окончательно инвестиционное решение. В результате летом 2012 г. истекло акционерное соглашение и консорциум фактически развалился.
Первой из Shtokman Development вышла Statoil, получив за свои акции от “Газпрома” около $340 млн. Предполагалось, что ее место может занять Shell. В компании говорят, что заинтересованы в расширение газовых проектов в России, но возможное участие в Штокмане никогда не подтверждали. В Total говорят, что компания остается в консорциуме, но его статус сейчас непонятен и стороны этот вопрос не разъясняют. 8 февраля представитель Total сказал, что интерес к проекту сохраняется, не уточнив подробности.
Поставки “Газпрома” на стагнирующий европейский рынок и без американского СПГ сокращаются, свою долю наращивает Норвегия, широко представлен катарский СПГ. К тому же при поставках СПГ в Европу со Штокмана “Газпром” может ухудшить экономику своих же газопроводов в Европу Nord Stream и South Stream, необходимые инвестиции в которые, по оценке главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, уже достигают 80 млрд. евро. На этом фоне неудивительно, что “Газпром” не спешит, например, с расширение Nord Stream, говорят источники издания. Осенью монополия объявляла, что новый консорциум по строительству третей и четвертой ниток газопровода будет сформирован до конца января. Ожидалось, что одним из участников станет BP, так как компании обсуждает продление Nord Stream до Великобритании. Но в BP рассказали, что “все остается на уровне интереса” и “никаких договоренностей нет”. В “Газпроме” ситуацию не комментируют.
Однако, несмотря на отсутствие перспективных рынков сбыта для Штокмана, “Газпром” продолжает учитывать его в прогнозных планах добычи. Согласно презентации для инвесторов, базовый сценарий предполагает, что к 2030 г. добыча “Газпрома” увеличится до 630 млрд. куб. м газа в год, а оптимистический – до 700 млрд. Добыча компании в 2012 г. составила 487 млрд. куб. м. (РБК/Энергетика Украины, СНГ, мира)