Россия и Украина на прошлой неделе приступили к переговорам о создании двустороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС). Об этом изданию “Коммерсант-Украина” рассказал источник в российском “Газпроме”. Собеседник газеты в украинском Минэнерго подтвердил, что этот вопрос обсуждался на прошлой неделе в ходе встречи вице-премьера Юрия Бойко и председателя правления “Газпрома” Алексея Миллера; на этой неделе обсуждение продолжится.
По словам источника в “Газпроме”, Украина потребовала от монополии, чтобы будущий консорциум был создан на паритетных началах и не владел, а лишь управлял ГТС: “Нам сказали, что в договоре должен быть зафиксирован принцип, по которому мы должны транспортировать не менее 60 млрд. куб. м газа в год и гарантированно оплатить услуги по транзиту на $2,2 млрд.”. Источник отметил, что стороны пока обсуждают, будет ли применяться принцип ship-or-pay (поставляй или плати), а также возможный отказ украинской стороны от принципа равного доступа к ГТС, заложенного в ее соглашении с Энергетическим сообществом (ЭС). Россия настаивает, что решать, как и чей газ будет прокачиваться, следует будущему консорциуму. Цена газа для Украины при этом должна быть снижена до $280/тыс. куб. м. “Вопрос об интеграции Украины в Таможенный союз как средстве снижения цены газа уже не стоит”, – уверяет собеседник газеты.
Официально стороны не комментируют переговоры. Но источник в Минэнерго объяснил, что Украина вынуждена пойти на создание консорциума без участия европейской стороны. Это вызвано тем, что в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) ужесточили условия выдачи кредита на модернизацию ГТС. В 2009 г. Украина, Еврокомиссия, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Всемирный банк подписали соглашение о возможности многостороннего финансирования модернизации. Общий объем программы оценивался в 5 млрд. долл., причем первые $300 млн. пообещали выделить ЕБРР и ЕИБ. Ранее в ЕБРР неоднократно подчеркивали, что готовы финансировать модернизацию ГТС только при условии проведения масштабных реформ в энергетическом секторе.
В распоряжении издания оказались направленные ЕБРР 19 января в адрес Минэнерго условия предоставления финансирования. В документе указывается, что для выделения кредита в $308 млн. необходимо подписание правительством Украины соглашения о проведении многолетней программы реформ, согласованной с Еврокомиссией и международными финансовыми организациями, а также возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом. Необходимо также выделить заемщика – “Укртрансгаз” – из состава НАК “Нафтогаз Украины”, принять Кодекс газовых сетей, в котором будет зафиксирован принцип равного доступа к ГТС, соответствующий директиве Евросоюза 2003/55/ЕС и регламенту ЕС N1775/2005. В кодексе нужно прописать механизм установления недискриминационных тарифов на использование ГТС. Кроме того, ЕБРР требует принять закон о Нацкомиссии по регулированию энергорынка и согласовать с МВФ тарифы на природный газ и центральное теплоснабжение.
В ЕБРР документ не комментируют, ссылаясь на его конфиденциальность. Источник в Минэнерго отмечает, что требований относительно возобновления сотрудничества с МВФ, как и о принятии Кодекса газовых сетей, ранее не было. “Каждый раз возникают все новые и новые условия, и Украина расценивает это как стремление задержать выдачу кредита”, – говорит собеседник газеты. Он также отмечает возникновение трудностей с поставками газа из Европы: “На переговорах с Еврокомиссией мы не можем добиться элементарных вещей – чтобы нас, как членов Энергетического сообщества, защитили от обходных российских газопроводов, чтобы Словакию элементарно убедили выполнять в отношении нас правила самого же ЕС и разрешить реверсную прокачку газа”. По его словам, после введения South Stream возможные потери Украины в транзите могут составить 35-45 млрд. куб. м газа в год.
На прошлой неделе президент Виктор Янукович раскритиковал ЭС за отсутствие содействия Украине. “Когда Россия выставила нам счет на $7 млрд. – это штрафные санкции,- мы надеялись, что получим комментарии по этому поводу со стороны Энергетического сообщества”, – заявил Янукович. По его словам, ответа на соответствующий запрос не поступило. Президент также отметил, что Украина неоднократно направляла письма в ЭС по поводу газовых отношений с Россией. “Мы ни разу не получили ни одного ответа на эти вопросы. Мы считаем, что это проблема”, – сказал Виктор Янукович.
Эксперты считают, что двусторонний консорциум невыгоден Украине. “Сегодня в контракте с российской монополией указано, что они будут транспортировать через территорию Украины 110 млрд. куб. м газа в год. И “Газпром” его не выполняет. Если в новом контракте все будет по-прежнему, то это все равно, что на заборе написать”,- говорит директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар. Он отмечает, что может не помочь и принцип ship-or-pay: “Например, в контракте с Беларусью на транспортировку венесуэльской нефти мы учли принцип ship-or-pay, но он не работает. Ни одной тонны нефти не прокачано, денег не получено”.
Президент киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук подчеркивает, что если свободный доступ к трубопроводной системе будет отменен, то это остановит реализацию проектов по добыче сланцевого газа с Shell и Chevron. “Этим компаниям в любой момент могут отказать в транспортировке их газа как по территории Украины, так и на экспорт. А это значит, что им просто не будет смысла инвестировать в добычу”, – говорит Тодийчук. (РБК-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)