Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: проект строительства терминала для приема сжиженного газа под Одессой откладывается на неопределенный срок

Проект строительства терминала для приема сжиженного газа на Черном море под Одессой, который имеет статус национального, откладывается на неопределенный срок. Причина тому – отказ Анкары пропускать танкеры с топливом по Босфорскому проливу к украинскому берегу, несмотря на международные конвенции, предусматривающие такую возможность.

Еще в сентябре прошлого года пресс-служба Кабмина сообщала о том, что договоренности между Киевом и Анкарой по прохождению танкеров через Босфор для загрузки СПГ-терминала достигнуты.

Однако на прошлой неделе со слов премьера Николая Азарова стало понятно, что срок действия этих договоренностей истек вместе со сроком полномочий прежнего состава правительства. А с новым Кабмином, несмотря на то, что им остался формально руководить тот же премьер, турецкие власти хотят по-новому согласовать и вопросы строительства украинского СПГ-терминала.

На встрече с экс-послом США в Украине Карлосом Паскуалем, который сейчас курирует вопросы международной энергетики в Госдепе и на прошлой неделе посетил Киев, Николай Азаров признал, что первоначальные планы Кабмина по СПГ-терминалу потерпели неудачу и будут пересмотрены. Поводом для таких изменений стали провальные переговоры с Турцией о прохождении танкеров со сжиженным газом через Босфор. По словам премьера, обсуждение этой проблемы продолжается.

Но в повестку дня украинско-турецких отношений в энергетике также добавился вопрос о совместном строительстве СПГ-терминала на побережье Средиземного моря. “У нас есть проблемы со строительством СПГ-терминала. Поэтому мы изучаем различные варианты размещения соответствующего завода по другой стороне Турции. Имею в виду Средиземное море и другие возможности”, – сообщил Азаров.

Эксперты полагают, что такие действия Кабмина целесообразны. “Учитывая, что Госагентство по инвестициям и нацпроектам, которое курирует строительство СПГ-терминала, потерпело поражение и в переговорах с потенциальными инвесторами, и с поставщиками (до сих пор не подписано каких-либо конкретных договоренностей), то намерение рассмотреть новые варианты сотрудничества с Турцией выглядят логично. Но другие варианты строительства СПГ-терминала потребуют от Украины как государства дополнительных организационных расходов, в частности, на составление технико-экономического обоснования. В условиях значительного дефицита госбюджета такие траты могут стать роскошью”, – обратил внимание Сергей Дубов из инвесткомпании “Профит Гарант”.

Но сейчас директор агентства Владислав Каськив полагает, что для реализации прежних планов по строительству СПГ-терминала из-за отсутствия договоренностей с Турцией по проходу танкеров через Босфор угрозы нет. “Я рассчитываю, что у нас никаких изменений в плане реализации этого проекта не будет. Нужно политическое решение. В техническом, экономическом и организационном плане у нас все движется по установленному графику”, – подчеркнул он.

Чиновник также обратил внимание, что предложение о строительстве терминала на турецком побережье не является альтернативой украинскому проекту. “Инициатива со стороны Турции – это не альтернатива, а совместная инициатива, которая уже звучала на переговорах разного уровня”, – пояснил Каськив.

Увеличения расходов госбюджета, как и неудач в переговорах с Турцией, а также проблем с поиском инвесторов для СПГ-терминала, Украина могла избежать еще на начальной стадии реализации этого проекта.

Собеседник в Кабмине рассказал, что проблема с Турцией возникла после того как Киев не пошел на уступки Анкаре, выступившей с определенными предложениями о своем участии в украинском проекте. Речь, в частности, шла о привлечении турецкой компании, к которой якобы имеет отношение сын премьера этой страны Реджепа Тайипа Эрдогана, к разработке технико-экономического обоснования и об условиях привлечения турецких инвестиций в строительство терминала.

Однако Госнацпроект определил разработчиком ТЭО испанскую компанию Socoin. “После этого турецкая сторона взяла паузу в обсуждении условий подписания договоренностей с Украиной о прохождении танкеров через Босфор”, – отметил собеседник в Кабмине.

Проблемы с организацией поставок газа для украинского СПГ-терминала проявились также в начале прошлого года, когда Азербайджан отказался подписывать с Украиной во время Всемирного экономического форума в Давосе межправительственные договоренности о ежегодных поставках в Украину 5 млрд. куб. м сжиженного газа. Тогда определенную роль тоже сыграл турецкий фактор – Баку и Анкара на международной арене часто выступают партнерами.

Официально о причинах переноса подписания украинско-азербайджанских договоренностей не сообщалось. Пресс-служба президента Виктора Януковича ограничилась его цитатой о том, что “сейчас идут трехсторонние переговоры между Украиной, Азербайджаном и Турцией о сотрудничестве в проектах энергетической сферы. Мы видим перспективу”.

Но эти перспективы, как показало развитие событий вокруг СПГ-терминала, становятся все более отдаленными. Более того, некоторые специалисты говорят скорее об имитации, чем о реальной работе украинских чиновников для успешной реализации этого проекта.

“Как бы нас не убеждали, что проект продвигается, но без контракта на поставку сжиженного газа, СПГ-терминал не состоится… Без контракта привлечь инвестора будет практически невозможно”, – считает Иван Надеин, глава общественной организации “Комитет энергетической независимости Украины”.

Эксперт напомнил, что стоимость строительства СПГ-терминала оценивается в 846 млн. евро, из которых государство на себя готово взять только 25%. Поэтому существует огромный риск, что начало строительства СПГ-терминала может быть отложено на неопределенный период, а значит, он не начнет свою работу, как это планировалось, в 2016 г.

Несмотря на проблемы, в Кабмине уверены, что СПГ-терминал будет запущен вовремя, а к 2018 г. заработает на полную мощность и ежегодно сможет переваливать 10 млрд. куб. м газа. Однако у кого Украина собирается закупать эти объемы сжиженного газа, чиновники еще сказать не могут, поскольку ни с одним из потенциальных поставщиков топлива окончательных договоренностей нет. По последним сообщениям из Кабмина, основные надежды по этому поводу связаны с Катаром. (Экономические Известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version