Как сообщает “Financial Times”, с конца мая транспортировка газа по трубопроводу из Мьянмы (бывш. Бирма) в Китай в обход Малаккского пролива. Таким образом КНР получит альтернативный и более короткий путь доставки углеводородного сырья указанного типа.
“CNPC” (является материнской компанией “Petro China”) опубликовала на своем веб-сайте в январе информацию, согласно которой эксплуатация газопровода протяженностью 793 км начнется – при отсутствии каких-либо форс-мажорных обстоятельств – 30 мая 2013 г. Строительство этой магистрали заняло в общей сложности менее трех лет. Пропускная способность газопровода – 12 млрд. куб. м газа в год, причем его большая часть будет приходиться на поставляемый с морского месторождения в Индийском океане.
Параллельный трубопровод, предназначенный для транспортировки ближневосточной и североафриканской нефти через территорию Мьянмы в Китай, начнет действовать, как ожидается, не ранее 2014 г. Пока же доставка 80% импортируемой Китаем нефти осуществляется нефтеналивными танкерами через Малаккский пролив, имеющий большое стратегическое значение. Вступление в эксплуатацию указанного трубопровода позволит уменьшить зависимость Китая от этого естественного водного пути примерно на 1/3. Новый нефтепровод сократит расстояние для нефтяных грузов из Африки и с Ближнего Востока примерно на 1,2 тыс. км.
Для китайской стороны гораздо большее значение, чем сокращение маршрута, имеет уменьшение зависимости (при осуществлении значительной части импорта энергоносителей) от района, фактически контролируемого США, имеющими в данном регионе самую сильную военно-морскую группировку. Специалист по кризисным ситуациям в Северо-Восточной Азии из “International Crisis Group” С. Кляйне-Альбрандт не исключает возможность блокирования пролива из-за действий морских пиратов, террористических организаций или из-за возникновения конфликтных ситуаций. КНР опасается, что США могут перекрыть жизненно важные для нее морские пути в случае резкого ухудшения ее отношений с Тайванем.
В период, когда Китай пытается диверсифицировать структуру энергопотребления и уменьшить весьма высокую долю в ней угля, спрос на газ в 2010-2015 гг. будет увеличиваться, согласно прогнозу, в среднем на 20% в год. В таких условиях особое внимание придется уделять обеспечению надежных источников снабжения с приемлемыми ценами.
Вышеупомянутый нефтепровод рассчитан на транспортировку 22 млн. т нефти в год. В 2012 г. Китай импортировал в общей сложности 271 млн. т этого сырья. Что касается Мьянмы, то она для своих внутренних потребностей будет использовать из трубопроводов не более 2 млн. т нефти и 2 млрд. куб. м газа.
Действующие в стране общественные организации подвергают острой критике указанные проекты за недостаточное внимание при их подготовке к экологическим нормам и неадекватность компенсации жителям тех районов Мьянмы, по территории которых прокладываются эти два трубопровода. В то же время в китайских СМИ обращается внимание на позитивное влияние реализации обоих проектов на экономику Мьянмы и на их значение для укрепления “братских” уз между народами двух стран.
Одновременно китайская сторона проявляет некоторое беспокойство по поводу перспектив осуществления в Мьянме крупных проектов в инфраструктурном и добывающем секторах (строительство газопровода, развитие порта Кьяукпью и прилегающей к нему промышленной зоны, сооружение добывающего меднорудного предприятия в районе г. Монива, являющегося китайско-мьянмским СП).
Неспокойная обстановка в расположенной на севере национальной области Качин, имеющей общую границу с Китаем, затрудняет развитие сотрудничества между двумя странами. Неслучайно ситуация в этой части Мьянмы обсуждалась в январе текущего года китайскими и мьянмскими представителями с участием заместителя начальника генерального штаба НОАК Ци Цзянго. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)