Добыча сланцевого газа в Украине – это огромный риск, поскольку сама технология добычи такого газа не обкатана и не проверены ее последствия для окружающей среды. И именно забота о будущем страны объединяет людей самых различных политических воззрений, написал в своем блоге лидер общественного движения “Украинский выбор” Виктор Медведчук.

“Лично я считаю сланцевую технологию интересным и перспективным проектом, который в будущем, вполне возможно, откроет новую эру в мировой энергетике. Как и, гипотетически, энергия термоядерного управляемого синтеза. Да, технологию нужно разрабатывать и дорабатывать. Но это не значит, что я хотел бы проведения эксперимента с управляемой термоядерной реакцией на территории Украины прямо сейчас. Точно так же обстоит дело и с добычей сланцевого газа или сланцевой нефти. Сегодняшний уровень технологий не позволяет это делать в густонаселенных районах. Особенности разработки месторождений сланцевого газа подразумевают использование специальных веществ высокой токсичности, а также огромного количества воды, которую после применения не удается очистить. В результате мы превращаем собственную страну в испытательный полигон новой технологии с предсказуемым результатом для экологии. Что характерно, по условиям контракта компания “Shell” освобождается от какой-либо ответственности за экологические последствия своих действий”, – написал политик.

“Судите сами. На время работы в Украине “Shell” избавлен практических от всех видов налогов (платить полагается только НДС, налог на прибыль, плату за пользование ресурсами). Деятельность компании можно проверять не чаще, чем раз в три года. А выполнять такую проверку можно не дольше 10 дней. Корпорация избавлена еще от ряда налогов и сборов, абсолютно не связанных с добычей газа: сборы при приобретении недвижимости, сбор на мобильную связь и так далее. Все это делает “Shell” священной коровой, создает идеальные условия для реализации планов компании. Планы местного населения и дальше пользоваться хотя бы относительно чистой водой, а также чистым воздухом в расчет не принимаются”, – подчеркнул Медведчук.

“Даже традиционные способы добычи полезных ископаемых могут представлять немалую опасность для окружающей среды. Особенно, если вопросы прибыли и рентабельности поставлены выше экологического равновесия (а суть контракта с “Shell” не оставляет иллюзий, что в нашем случае разработчик руководствуется чем-то еще). Достаточно вспомнить, как в 2008 г. под руководством этой “ответственной” компании случилась одна из крупнейших экологических катастроф в истории Нигерии. Земля, как и вода, в более чем 30 населенных пунктах оказались отравленными. И что “Shell”? Компания ограничилась “откупными” – по 5 тыс. долл. на семью пострадавших. В декабре 2011 г. опять в Нигерии колоссальный разлив нефти на реке Нигер – 950 кв. км было загрязнено”, – напомнил политик.

“В цивилизованных странах разработчики вынуждены вести себя несколько иначе. Помните, как в 2010 г. по вине компании “British Petroleum” произошел взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе? Суммарные расходы “BP” на ликвидацию последствий катастрофы и возмещение ущерба составили более $22 млрд. Понятно, что никакими деньгами нельзя компенсировать гибель природы и те непоправимые убытки, которые понесла окружающая среда. Но сам подход! В одном случае, когда речь идет о загрязнении побережья США, компания делает все возможное и невозможное, чтобы минимизировать ущерб. Но обязательства джентльменов почему-то не действуют, если дело касается стран третьего мира. И мне кажется, что в их представлении мы намного ближе к Африке, нежели к США. Надеюсь, я ответил на вопрос, почему “Украинский выбор” выступил против разработки сланцевого газа на территории Украины”, – резюмировал Медведчук. (РБК-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)