Вторая ветка газопровода “Ямал-Европа”, которую хочет строить Россия, должна будет соответствовать требованиям Третьего энергетического пакета, предусматривающие, в частности, рыночные принципы формирования цен и свободный доступ третьих сторон к транспортным мощностям. Об этом сообщил директор секретариата Энергетического сообщества Янеш Копач.

“Секретариат Энергосообщества пока официально не проинформирован о проекте строительства трубопровода “Ямал-Европа-2″ через территорию Польши. Но хочу подчеркнуть, что все подобные инфраструктурные проекты на территории ЕС должны соответствовать требованиям Третьего энергопакета”, – заявил секретарь ЭС.

“Этого ЭС будет требовать и от “Южного потока”, – добавил он.

На прошлой неделе “Газпром” подписал меморандум с польской компанией Europolgaz (одним из основных акционеров которой является сам “Газпром”) о взаимопонимании по строительству газопровода “Ямал-Европа” в обход Украины мощностью 15 млрд. куб. м топлива.

Энергетические пакеты по сути являются набором директив Европейского Союза в сфере поставок газа и электроэнергии и связанных с ним нормативных актов. Первый из пакетов датируется еще девяностыми годами прошлого столетия. В 1996 г. была принята директива по электроэнергии, в 1998 г. – директива по газовой сфере. Их целью было открытие рынков для конкуренции. По мнению европейских властей, это было необходимо, чтобы повысить эффективность энергетического сектора и конкурентоспособность экономики ЕС в целом.

Уже через несколько лет этого показалось мало. В 2003 г. пришел черед второго пакета директив, отменяющего первый. Одна из главных его особенностей – разделение вертикально-интегрированных компаний. Это значит, что, например, деятельность газовых компаний по транспортировке топлива должна была быть формально отделена от добычи и поставки. Разделение касалось, в том числе, бухгалтерской отчетности, но не прав собственности.

Третий энергетический пакет, являющийся дальнейшим развитием второго, был предложен Еврокомиссией в 2007 г. после жалоб небольших трейдеров, заявлявших, что крупные концерны не предоставляют им доступ к распределительным сетям. Работа над пакетом была активизирована после “газовой войны” между Россией и Украиной в начале 2009 г., оставившей Европу без газа на несколько недель. В сентябре 2009 г. он был принят.

Компаниям было предложено продать транспортные сети или отдать их управление в руки независимого оператора

Главной особенностью нового пакета стал фактический запрет компаниям одновременно и продавать, и транспортировать газ и электроэнергию. Чтобы решить эту проблему, компаниям было предложено продать транспортные сети или отдать их управление в руки независимого оператора. Официально заявленная цель осталась прежней – повышение конкуренции, выход на рынок новых игроков и снижение цен на энергоносители. (Oilreview.kiev.ua/Энергетика Украины, СНГ, мира)