“Сланцевый прорыв” угрожает позициям России на мировом энергорынке. О том, во что он может вылиться, и что еще не поздно изменить, спорили участники форума “ТЭК России в XXI веке”.
Эксперты впервые официально признали, что развитие сланцевой энергетики представляет серьезную угрозу для России. Основной день работы Московского международного энергетического форума “ТЭК России в XXI веке” начался с презентации нового прогноза развития энергетики в мире и России до 2040 г.
Доклад представили его авторы – сотрудники Аналитического центра при правительстве РФ и Института энергетических исследований (ИНЭИ) РАН. По их словам, необходимость создания нового прогноза (предыдущий был сделан годом ранее) была продиктована серьезно изменившейся за последний год ситуацией на глобальном рынке. Так, если раньше прогнозы по объемам добычи сланцевых нефти и газа носили лишь гипотетический характер, то теперь заложены как базовые.
Несмотря на бурное развитие альтернативной энергетики, доля газа в структуре мирового энергобаланса, уверены авторы исследования, к 2040 г. вырастет с 21% (данные на 2010 г.) до 25%. “Следующие 30 лет можно обоснованно считать “эрой газа”, но у России есть риск упустить возникающие в связи с этим возможности”, – сообщила один из авторов прогноза, заведующая отделом развития нефтегазового комплекса России и мира ИНЭИ РАН Татьяна Митрова.
По ее словам, главным фактором в торговле энергоносителями становится растущее самообеспечение Северной Америки, оказавшееся возможным благодаря росту добычи сланцевого газа. Если в 2012 г. США добыли 260 млрд. куб. м этого вида топлива, то к 2040 г. этот показатель может достигнуть 485 млрд.
При этом 15% всего мирового прироста добычи голубого топлива обеспечит именно сланцевый газ. Параллельное изменение структуры поставок – увеличение доли сжиженного природного газа (СПГ) – создает реальную угрозу для поставщиков газа по трубопроводам, в частности, для “Газпрома”. Меняется и система расчетов: все большее предпочтение клиенты отдают конкурсной системе, в то время как “Газпром” работает на основе долгосрочных контактов.
“Покупатели в Европе настаивают на привязке к спотовым ценам, начался этот процесс и в Азии, которая постепенно становится мировым центом торговли газом. Все это серьезно повлияет на традиционных игроков”, – объяснила Митрова. По оценкам ИНЭИ, если “сланцевая революция” продолжится, экспорт газа из РФ может снизиться на 70 млрд. куб. м в год.
Однако “сланцевому прорыву” в прогнозе экспертов предложена альтернатива – “сланцевый провал”. Если мировая энергетика будет развиваться по второму сценарию, Россия и страны ОПЕК снова будут на коне. О том, что должно произойти, чтобы случился такой провал, рассказал руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.
По его словам, добыча сланцевых нефти и газа может сократиться, если произойдет значительное удорожание новых проектов, не подтвердится объем ресурсов, будут введены жесткие экологические ограничения, а новые технологии добычи (безводная и термическая) не оправдают себя по экономическим или экологическим причинам.
В этом случае цена нефти достигнет к 2040 г. $130/баррель, а газа – $378/тыс. куб. м (в Европе). “Такой сценарий значительно укрепляет позиции тех, кто проигрывал бы в случае “сланцевого прорыва”, – отметил Кулагин. Россия при таком развитии событий сможет остаться крупнейшим производителем углеводородов и нарастить свой экспорт, ведь США снова превратится из экспортера в импортера, что радикально изменит мировые торговые потоки.
Впрочем, эксперты сходятся в том, что сценарий “сланцевого провала” не совсем реалистичен, а потому России стоит пересмотреть свою энергетическую стратегию. По их оценкам, если ничего не менять, уже в ближайшие 10-15 лет Москва может потерять около 20% экспорта нефти и газа. А падение выручки при этом на треть снизит вклад от продажи углеводородов в ВВП страны, что приведет к замедлению развития экономики в среднем на один процент в год. “В определенном смысле это, естественно, ослабит наши геополитические позиции”, – предупредил академик РАН, директор ИНЭИ Алексей Макаров.
По его мнению, главное, что нужно сделать в сложившихся условиях России, – радикально пересмотреть стоимость инвестиционных проектов (сегодня капиталовложения в ТЭК России составляют 6-7% ВВП, в то время как в мире этот показатель не превышает 1,5%), которые не всегда оказываются экономически эффективными.
Отвечая на вопрос о том, имеются ли в виду такие проекты “Газпрома”, как “Южный поток” и “Северный поток”, академик заявил, что в переоценке нуждаются все последние масштабные инициативы монополии. Как отмечается в прогнозе, они “регулярно показывали кратное удорожание по сравнению с мировыми аналогами, при этом нередко мощности подобных объектов были слабо загружены”. Алексей Макаров не стал отрицать того, что “коррупционная составляющая” играет не последнюю роль в формировании высокой цены инфраструктурных проектов. (Deutsche Welle/Энергетика Украины, СНГ, мира)