Семья Хотиных – предприниматели белорусского происхождения, известные на московском рынке недвижимости, вышли на российский нефтегазовый рынок. В прошлом году они купили Дулисьминское месторождение в Иркутской области, чуть не обошли «ЛУКойл» в борьбе за “Самара-Нафту”. Зачем им понадобились нефтяные активы?
В 2009 г. Сбербанк получил от компании UralsEnergy в счет долга ($630 млн.) нефтяные активы – 100% акций ЗАО “НК Дулисьма” и 35,3% “Таас-Юрях Нефтегазодобыча”. Банк долго не мог продать активы, хотя интерес к ним проявляли многие крупные нефтяные компании. Нефтяники считали, что продавец просит слишком много: за всю “Дулисьму” $300-350 млн., а 100% “Таас-Юрях Нефтегазодобыча” Сбербанк оценивал в $1,5-2 млрд.
В начале 2012 г. банку удалось договориться с “Роснефтью”. За 35,3% доли в “Таас-Юрях Нефтегазодобыча” она заплатила $444 млн., что покрывало все затраты Сбербанка. В этой сделке продавец по крайне мере ничего не потерял, а вот сделка по второму активу для него оказалась неудачной. В декабре 2012 г. все 100% акций НК “Дулисьма”, которой принадлежит лицензия на Дулисьминское нефтегазоконденсатное месторождение в Иркутской области, купила никому не известная на нефтяном рынке компания “КраунСити”. Банк получил всего 2 млрд. руб. и $27 млн., указано в его финансовой отчетности за 2012 г. “Убыток от выбытия дочерней компании составил 3,6 млрд. руб.”, – указывала компания.
ЗАО “КраунСити” было зарегистрировано 6 сентября 2011 г. Согласно базе СПАРС, директором и владельцем 100% доли в уставном капитале компании является Игорь Дрогин. Как основной вид деятельности организации указаны сдача внаем, покупка, продажа и управление коммерческой недвижимостью.
Как говорят источники на рынке, за “КраунСити” стоит компания “Комплексные инвестиции”, совладельцами которой являются Юрий и Алексей Хотины (отец и сын) – белорусские бизнесмены, которые уже несколько лет работают на московском рынке недвижимости. По некоторым данным, им принадлежат ТК “Горбушкин Двор” и ТЦ “Филион”. Хотины не публичны, избегают общения с прессой, и об их бизнесе известно немного. В прошлом году журнал Forbes поставил их на четвертое место в рейтинге крупнейших владельцев российской недвижимости.
Первое, что сделали новые собственники, – назначили во главе НК “Дулисьма” своего соотечественника Виктора Лагвинца. Он является президентом нефтедобывающей “Русь-Ойл”. Позже они перерегистрировали НК “Дулисьма” из иркутского города Усть-Кут в Москву.
Какие планы у Хотиных в отношении нефтяного месторождения, неизвестно. Не знают этого и в правительстве Иркутской области. В пресс-службе областной администрации сказали РБК daily, что единственная встреча с новыми собственниками прошла в декабре. Они хотели провести аудит месторождения, после чего определиться с дальнейшими планами.
Пресс-секретарь “Транснефти” Игорь Демин рассказывает, что новые владельцы Дулисьмы (месторождение подключено к трубе ВСТО) начали требовать, чтобы “Транснефть” резервировала для их нефти емкости для хранения в порту Козьмино. “Они хотели формировать целые танкерные партии, так как собственной добычи не хватало, – говорит он. – Жаловались в разные инстанции, писали премьер-министру. Мы им объясняли, что “Траснефть” услуги по хранению нефти не оказывает”. Первое время Хотины не выполняли требования о поставках части сырья на внутренний рынок, а продавали все на экспорт. “Сейчас, кажется, начали работать. Вроде цивилизуются. Вполне возможно, и дальше будут работать”, – говорит Демин. По его словам, переговоры вел Алексей Хотин.
На Дулисьме предприниматели Хотины не остановились и заинтересовались компанией “Самара-Нафта”. Претендентов было много, а Хотины оказались серьезными претендентами. Продавцу – американской Hess – они предлагали $2,35 млрд. (эксперты оценивали актив в $1,5 млрд.), но тот выбрал «ЛУКойл». Итоговая сумма сделки составила $2,05 млрд.
Источники РБК daily на рынке не верят, что Хотины серьезно занялись нефтяным бизнесом. “Либо действуют в чьих-то интересах, либо со временем продадут месторождение”, – говорит один из собеседников. Другой источник говорит, что Хотины в свое время владели энергетическим активом, но потом продали его.
“Развивать нефтегазовый бизнес в России сложно. Сектор высококонкурентный, нужно иметь не только большие капиталы, но и связи, в том числе политические, а также хорошо знать особенности этого бизнеса”, – говорит аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. По его словам, далеко не все компании, которые начинали бизнес в Восточной Сибири, в итоге были успешными, как пример – UralsEnergy. “В целом предпосылки для развития нефтегазодобычи в Иркутской области гораздо выше, чем пять-семь лет назад”, – отмечает он. В 2011 г. Дулисьминское месторождение было подключено к ВСТО, а в 2012 г. правительство согласилось выполнить просьбу главы Сбербанка вернуть Дулисьме льготную экспортную пошлину на нефть.
Получить комментарии для статьи у Хотиных не удалось. Запасы нефти Дулисьминского месторождения по категории С1 составляют 14,086 млн. т, по С2 – 890 тыс. т; газа по категории С1 – 63,55 млрд. куб. м, С2 – 13,7 млрд. куб. м; конденсата по С1 – 6,97 млн. т, по С2 – 1,5 млн. т. В 2010 г. на месторождении было добыто 70 тыс. т нефти, в 2011 г. – 350 тыс. т. (Rbcdaily.ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)