Законопроектом, разрешающим приватизацию НАК “Нафтогаз Украины” и ее “дочек”, Кабинет министров убивает двух зайцев. Официальная мотивировка документа, внесенного 26 апреля в Раду – закон нужен, чтобы ускорить реструктуризацию “Нафтогаза” в рамках обязательств Украины перед Евросоюзом. 3 мая в Брюсселе состоится круглый стол, на котором высокопоставленные представители ЕС и Украины обсудят создание газотранспортного консорциума. Заодно правительство усиливает свои позиции в газовых переговорах с Россией, демонстрируя готовность сотрудничества с Европой.
После присоединения к Энергетическому Сообществу в 2010 г. Украина взяла обязательство разделить “Нафтогаз” на самостоятельные подразделения. Согласно положениям третьей директивы Энергетической хартии, вертикально интегрированные холдинги в энергосекторе, которые занимают монопольное положение на рынке, должны быть разделены по видам бизнеса.
Реформу НАК правительство решило провести, разделив компанию на отдельные активы по видам деятельности – добыча, транспортировка, реализация природного газа и нефти. Энергетическое сообщество поставило перед Украиной сроки – закончить реформу до 2015 г. Законопроект – одно из необходимых условий для реформы НАК, отметил министр энергетики Эдуард Ставицкий в пояснительной записке.
“Текст законопроекта выгоден “Газпрому”, – категоричен советник экс-президента Виктора Ющенко по энергетическим вопросам Богдан Соколовский. В законопроекте указано, что правовой режим имущества может быть изменен путем приватизации в соответствии с законом или положениями, предусмотренными международными соглашениями. “Скорее всего, речь идет о создании консорциума, а в его создании Европа в последнее время мало заинтересована”, – говорит Соколовский. По его мнению, тот факт, что законопроект подан в парламент накануне майских праздников, свидетельствует о желании правительства избежать дискуссий по вопросу передачи “Газпрому” украинской ГТС.
Есть другая версия спешки с подачей законопроекта. 3 мая в Брюсселе состоится круглый стол, посвященный обсуждению вопроса создания консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. Председательствовать на нем будут Гюнтер Эттингер, еврокомиссар по вопросам энергетики, и министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий. “Газпром” не примет участия в мероприятии, сообщил официальный представитель компании Сергей Куприянов.
Цель украинской стороны – привлечь внимание к вопросу управления украинской ГТС не только Европы, но и России, полагает бывший министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан. “С одной стороны, Украина показывает Брюсселю начало реформирования НАК, – считает Продан. – С другой – дает России сигнал о готовности обсуждать совместное управление трубой”.
“Уверен, что внесенный Радой законопроект будут активно обсуждать на круглом столе, – говорит эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. – Возможно, его появление подстегнет к участию в переговорах о газотранспортном консорциуме и представителей “Газпрома”.
Последние несколько месяцев Киев и Москва провели в активных газовых переговорах. Россия в январе выставила “Нафтогазу” счет на $7 млрд. за недобор газа в 2012 г. Украина, в свою очередь, демонстрировала готовность снижать закупки топлива у “Газпрома”. В январе Минэнергоугля подписало с Shell соглашение о добыче сланцевого газа в Харьковской и Донецкой областях, в апреле Украина начала импортировать газ из Венгрии. В апреле стороны провели еще несколько встреч на тему снижения цены на российский газ и создания газотранспортного консорциума, но не достигли никаких договоренностей. “Этот законопроект – последний козырь украинской стороны в переговорах с Россией”, – утверждает Корольчук.
Даже если законопроект будет принят, до приватизации украинской ГТС еще далеко, уверен Продан. “Чтобы провести приватизацию “Нафтогаза”, необходимо внести поправки в ряд законов и принять несколько правительственных постановлений, – подчеркивает экс-министр. – По каждому пункту следует ожидать длительных переговоров”. (Forbes Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)