“Газпром” отказался привязывать цены китайских поставок к ценам американского Henry Hub, как на том настаивал Китай. Американские цены почти в три раза ниже тех, по которым “Газпром” продает газ в Европу и по которым намерен поставлять его в КНР. Однако эксперты полагают, что российская монополия все равно снизит цены для Китая – чтобы успеть занять долю на растущем китайском рынке.
“Газпром” не будет привязывать цену на газ для Китая к цене американских спотовых поставок. Об этом монополия сообщает 18 июня по итогам встречи главы “Газпрома” Алексея Миллера и президента китайской CNPC Чжо Цзипина.
Как рассказал “Газете.Ru” источник, близкий к “Газпрому”, привязки цены к американскому Henry Hub добивались китайцы. В компании от комментариев отказались.
Henry Hub – распределительный хаб в Луизиане, где сходятся восемь крупнейших американских газопроводов. Именно цена на Henry Hub служит ориентиром для определения цен по спотовым (разовым) газовым контрактам в США.
За счет добычи газа из сланца США смогли полностью обеспечить собственные потребности и теперь планируют поставлять газ (в виде СПГ – сжиженного природного газа) на экспорт. В связи с этим цена газа в Америке значительно ниже, чем в Европе и тем более в Азии.
“Цена спотовых контрактов в США на Henry Hub – $140-150/тыс. куб. м, – рассказывает директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко. – В Европе – около $370”.
В странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) ориентиром является так называемый “Японский нефтяной коктейль” – индекс Japan Crude Cocteil (JCC), и там цены значительно выше. По словам Мищенко, средняя цена спотового контракта в АТР сейчас около $600/тыс. кубов. Причем в 2013 г. она переваливала и за $800.
В связи с этим страны АТР стараются всеми возможными способами снизить стоимость импортируемого газа. “Для “Газпрома” привязка к Henry Hub, безусловно, неприемлема”, – отмечает Мищенко.
Российская монополия настаивает на том, чтобы цена для Китая была такой же, как для Европы. В Европу “Газпром” поставляет газ по долгосрочным контрактам, которые привязаны к мировым ценам на нефть и нефтепродукты. На сегодняшний день средняя цена европейских поставок составляет $400-410/тыс. куб. м.
“Китайцы настаивали на привязке к Henry Hub потому, что сейчас КНР ведет параллельные переговоры о поставках газа с Америкой”, – объясняет Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
Россия пытается договориться с Китаем о поставках газа с 2004 г. КНР остро нуждается в российском газе: по прогнозам мировых экспертов, уже к 2020 г. спрос на газ в Китае достигнет 300-350 млрд. куб. м в год. Собственная добыча даст КНР около 115 млрд. куб. м, еще около 80 млрд. куб. м китайцы смогут обеспечить за счет закупок сжиженного газа (СПГ). Поставки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона не превысят 40 млрд. кубов.
А к 2030 г., по прогнозам мировых экспертов, потребление газа в Китае превысит европейское, которое сейчас составляет около 600 млрд. куб. м.
Камнем преткновения в переговорах послужила цена. Изначально “Газпром” настаивал на европейском тарифе для китайцев. Как сообщали источники, в ходе прошлогодних переговоров китайцы заявили о желании получать российский газ по $250/тыс. кубов. Цена европейских поставок “Газпрома” на тот момент составляла около $450. Позже, по данным источников, китайцы согласились на цену около $350.
Закупать газ по цене, предлагаемой “Газпромом”, Китай не способен физически, так как тарифы в КНР регулируются государством. То есть китайским компаниям придется закупать газ дороже, чем они его смогут в дальнейшем продать на внутреннем рынке. По неофициальной информации, поводом для предоставления скидки могла стать предоплата. Источники сообщали, что “Газпром” требует от Китая $25 млрд. аванса, которые нужны российской монополии в том числе на прокладку газопроводов до КНР. Некоторые источники называли цифру в $40 млрд.
Согласно предварительному плану поставок, они должны осуществляться по двум направлениям – западному (газопровод “Алтай” мощностью 30 млрд. куб. м в год) и восточному (труба от Хабаровска, 38 млрд. кубов). Оба газопровода еще в проекте, причем отраслевые эксперты отмечали, что на обе ветки вполне хватило бы $25 млрд.
Позднее китайская CNPC заявила, что у нее нет даже $25 млрд. свободных средств, следовательно, ей придется привлекать кредиты, обслуживание которых обойдется CNPC слишком дорого.
В марте председатель совета директоров “Газпрома” Виктор Зубков говорил, что газовая монополия обсуждает с CNPC возможность софинансирования строительства газопровода, а также привлечения кредита от КНР.
В конце марта “Газпром” и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества по проекту трубопроводных поставок газа в Китай по “восточному” маршруту.
По словам Алексея Миллера, поставки должны начаться в 2018 г., их объем составит 38 млрд. куб. м в год с возможным увеличением до 60 млрд. кубов. Однако вопрос цены решен так и не был.
Ожидалось, что очередной раунд переговоров стороны проведут на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Аналитик ИФК “Солид” Гульназ Галиева отмечает, что сейчас у Китая сильные позиции для переговоров с “Газпромом”. Дело в том, что в КНР уже поставляется СПГ из Австралии и Катара, а кроме того, поступает трубопроводный газ из Мьянмы и Средней Азии. “Полагаю, что цена российского газа для Китая составит все те же $235-250/тыс. куб. м, – говорит эксперт. – “Газпром” же взамен получит утекающий из его рук обширный рынок сбыта”. По словам Галиевой, это существенное послабление со стороны “Газпрома”, тем не менее, заметно не скажется на его финансовых показателях. “Сейчас для российской монополии важнее закрепиться на китайском рынке”, – подчеркивает Галиева. (Газета.Ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)