Главный редактор журнала “Власть Денег” Оксана Митницкая сообщает, что во время поездки в Беларусь расход топлива на ее автомобиле был вдвое ниже, чем в Украине – при заправках тем же бензином. “В “полицейском” белорусском государстве. хорошие дороги, небадяженный бензин (расход на 50% меньше, чем в Украине)”, – сообщила журналист в своем аккаунте в соцсети Facebook.
Это может свидетельствовать о более низком качестве топлива, которое поставляется в Украину белорусскими производителями (ключевым из которых является Мозырский НПЗ, а поставщиков Украину – ООО “БНК-Украина”). Согласно результатам последнего рейда автомобильного интернет-сообщества AutoVisio на АЗС Киева, Харькова, Донецка и Крыма в среднем 80% образцов имели серьезные отклонения действующих стандартов. При этом рекорд был отмечен в столице, где лишь одна проба из десяти вписалась в нормативы.
В то же время ряд спикеров утверждают, что “из-за границы бодяга в Украину не заходит. Это внутренняя проблема, внутреннее производство, и оно производится из внутреннего сырья” – сказал президент Ассоциации “Объединение операторы рынка нефтепродуктов Украины” (ООРНУ) Леонид Косянчук. В своих заявлениях Ассоциация нефтетрейдеров неоднократно подчеркивала, что в Украину топливо заходит от поставщиков, зарекомендовавших себя на других рынках. Подобное топливо имеет все необходимые сертификаты качества.
Между тем возможность для поставок топлива более низкого качества определена тем, что в Украине параллельно действует два стандарта качества на бензин и дизтопливо. ДСТУ 4063-2001 (для бензинов) и ДСТУ 3868-99 (для ДТ) соответствуют экологическим нормам Евро-2, а новые ДСТУ 4839:2007 и ДСТУ 4840:2007 (для бензинов и ДТ соответственно) во многом соответствуют европейским спецификациям Евро-4 и Евро-5.
Старые ДСТУ планировали отменить еще в 2007 г., но из-за неготовности украинских НПЗ к выпуску топлив улучшенного качества эти стандарты могут просуществовать до 2015 г. Серьезность проблемы качества топлива подчеркнута тем, что двигатель стандарта Евро-5 при использовании топлива Евро-2 может элементарно выйти из строя (превышение серы в старом ДТ по сравнению с Евро-5 составляет 200 раз – 0,2% против 0,001%). Именно в этом кроется причина того, что многие автодилеры не решаются завозить в Украину современные дизельные автомобили, опасаясь проблем с клиентами из-за высоких рисков использования не только “бодяжного”, но и старого ДТ. Встретить такой продукт до сих пор можно как и на несетевых АЗС, так и у некоторых крупных ритейлеров. Например, дизтопливо по ДСТУ 1999 г. допущено к продаже на украинских АЗС Shell.
В этой связи опрошенные эксперты считают, что государству нужно разрабатывать комплексную стратегию повышения качества нефтепродуктов в Украине – как путем отмены старых стандартов, так и более жестким контролем качества топлива от границы и до потребителя. “Сегодня соответствующей работы государства недостаточно. В этом направлении следует активизироваться. Усиление контроля должно принести пользу, прежде всего, для потребителей. Определенный положительный эффект для госбюджета (за счет стимулирования процессов детенизации рынка). Тоже возможен, однако он не будет быстрым. На это требуется время “, – отметил специалист.
При этом Владимир Сапрыкин подчеркнул, что контроль за качеством нефтепродуктов на границе должен осуществляться максимально взвешенно, чтобы не допустить сбоев в поставках импортного топлива на отечественный рынок.
Премьер-министр Николай Азаров поручил Миндоходов усилить контроль за качеством нефтепродуктов, ввозимых в Украину. (РБК-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)