После недавних медийных приобретений группы ВЕТЭК главным вопросом, обсуждаемым в отечественных околонефтяных кругах, снова стала проблема продления сроков действия в Украине европейских экологических норм топлива ниже Евро-4. При этом мало кто говорит о том, что этот вопрос давно можно было бы закрыть окончательно и бесповоротно. И дело тут вовсе не в сохраняющейся потребности в таком топливе со стороны государственного сектора и АПК. Дело в российской трубе, по которой соседский монополист ежемесячно качает в Украину до 100 тыс. т дизеля.
Без всякого преувеличения, самым громким событием конца июня, наряду с активным обсуждением правительственных инициатив относительно контроля качества топлива на таможне, стало подписание соглашения между UMH group и группой компаний ВЕТЭК о купле-продаже 98% акций медиа-холдинга.
Как сообщалось, ВЕТЭК продолжает переговоры о приобретении у “Газпрома” около 5 млрд. куб. м газа в год. При этом общие объемы импорта российского газа на наш рынок не увеличатся – компания заберет на себя часть объемов “Нафтогаза Украины”. Однако, даже несмотря на то, что родное правительство не имеет никаких возражений, видимо, возникли определенные трудности, сопряженные, прежде всего, с нежеланием российского монополиста идти навстречу аппетитам и пожеланиям своего будущего украинского “коллеги”. Именно поэтому, судя по всему, в качестве веского аргумента на первый план выступает дальнейшая судьба в Украине европейских экологических норм топлива ниже Евро-4. И цена противовеса в кулуарных переговорах более чем весома. Ведь кроме собственно продукции отечественных производителей, которая недавно оказалась под запретом, под вопросом оказалось и российское дизельное топливо, отвечающее нормам Евро-3 и поставляемое на наш рынок по трубопроводу ДП “Прикарпатзападтранс”. Для тех, кто еще не знает или забыл, напомним, что объем этих поставок доходит иногда до 100 тыс. т в месяц. Таким образом, “Газпром нефть” стабильно обеспечивает свыше 20% общего среднемесячного объема потребления дизельного топлива нашей страной.
1 июля, как следует из приказа Министерства экономического развития и торговли, закончилось действие ДСТУ 4063-2001 “Бензины автомобильные. Технические условия” и ДСТУ 3868-99 “Топливо дизельное. Технические условия”. Таким образом, в настоящее время в Украине действуют только ДСТУ 4839:2007 “Бензины автомобильные повышенного качества” и ДСТУ 4840:2007 “Топливо дизельное повышенного качества”, и уже запрещено производить и продавать с заводов, а также импортировать топливо иных стандартов. В частности, это коснулось умирающего рынка низкооктановых бензинов – эта позиция уже исчезла из официального прайс-листа Кременчугского НПЗ. Между тем, продажа топлива, закупленного розничными операторами до 1 июля, все еще разрешена. По имеющимся данным, продолжается и прокачка российского дизеля. При этом принятие Технического регламента, согласно которому оборот бензинов и дизельного топлива, соответствующих экологическим нормам Евро-3, будет продлен до 31 декабря 2015 г., ожидается, по последним заявлениям профильного министра, в течение ближайших недель. По некоторым данным, в настоящее время документ уже находится в правительстве, который должен ввести его в действие своим постановлением, но когда будет принято окончательное решение, пока информации нет.
Позиция НТЦ “Психея”, состоит в том, что в Украине крайне необходимо разработать программу стимулирования собственников НПЗ для модернизации заводов. Простой же отменой старых экологических норм проблему не решить. (Oilreview.kiev.ua/Энергетика Украины, СНГ, мира)