Первую в мире плавучую атомную электростанцию “Академик Ломоносов” в 2016 г. изготовит Балтийский завод в Санкт-Петербурге. С ее помощью можно будет обеспечить энергией, теплом и пресной водой 200-тысячный портовый город, промышленный район или оффшорную нефтедобывающую платформу в Арктике.

К строительству плавучей АЭС Россия приступила в 2007 г. Ее начали строить на заводе “Севмаш” в Северодвинске, но через год перенесли в Санкт-Петербург. На протяжении более двух проект был заморожен из-за отсутствия финансирования. Но в декабре 2012 г. строительство возобновилось после того, как было заключен контракт между “Балтийским заводом” и “Росэнергоатомом”.

“Мы должны сдать плавучую АЭС в сентябре 2016 г. Сейчас идет период адаптации: мы закупаем оборудование, материалы. Ведем контрактацию по остатку того оборудования, которое мы должны законтрактовать. Скоро будем устанавливать реакторы”, – сообщил на 6-м Международном военно-морском салоне гендиректор Балтийского завода Александр Вознесенский. По его словам, при разработке плавучей АЭС использовались технологии строительства атомных ледоколов, которые на протяжении 50 лет проходили испытания в суровых условиях Арктики. Станция найдет применение в труднодоступных районах северо-востока России или на Дальнем Востоке. Эти регионы страдают от нехватки энергии, что тормозит их развитие.

“Академик Ломоносов” будет иметь водоизмещение 21,5 тыс. т. Длина судна составит 144 м, ширина – 30 м. Команда будет насчитывать 69 человек. Плавучая АЭС будет лишена собственных двигателей: ее будет транспортировать буксир.

Станция будет иметь два реактора ледокольного типа. Мощность каждого из них составит 35 МВт. Вдобавок “Академик Ломоносов” будет генерировать 300 МВт тепловой энергии. Помимо производства электричества и тепла станцию можно будет использовать в качестве опреснителя, вырабатывая до 240 тыс. куб. м воды в сутки.

Наличие плавучей АЭС повысит энергетическую безопасность страны. В экстремальных ситуациях, как авария на японской “Фукусиме”, она сможет подплыть и восстановить энергообеспечение в тех регионах, где вышли из строя наземные электростанции.

Также “Академика Ломоносова” можно будет сдавать в аренду странам с труднодоступными территориями, на которых строить наземную станцию слишком опасно или слишком дорого. Около 15 государств, в том числе Китай, Канада, Индонезия, Малайзия, Алжир, Намибия и Аргентина, проявили интерес к плавучей атомной электростанции.

Наконец, мобильная АЭС сможет обеспечить России перевес в грядущей битве за ресурсы Арктики – освобождающегося ото льда региона, вмещающего 13% нетронутых мировых резервов нефти и 30% неразведанных месторождений газа. “Академик Ломоносов” может стать сердцем промышленного комплекса в Северном Ледовитом океане.

Несмотря на уверение конструкторов в том, что плавучая АЭС станет неуязвимой для цунами и любых других природных катастроф, ни один ядерный реактор не может считаться полностью безопасным.

“Академик Ломоносов” может, например, пострадать от саботажа, устроенного экономическими конкурентами России, или ее могут захватить террористы, чтобы украсть высокообогащенный уран или использовать АЭС в качестве огромной “грязной бомбы”. Эксперты российской организации “Гринпис” указывают, что в открытом море абсолютную защиту станции от торпед, подводных диверсантов и ракетно-бомбовых ударов осуществить невозможно.

Чтобы продемонстрировать опасность плавучих АЭС, “Гринпис” опубликовал описание сотни аварий, произошедших на атомных суднах в период с 1954 г. по 2000 г. Приведенная статистика показывает, что возгораний, радиоактивных течей, разгерметизаций и расплавлений реакторов год от года не становится меньше.

Как минимум дважды пришлось топить суда вместе со всей командой, чтобы избежать ядерной катастрофы. В 1968 г. в Атлантическом океане затонула атомная подводная лодка Scorpion с экипажем 99 человек. В 2000 г. в Баренцевом море аналогичная участь постигла российскую “Курск” со 116 матросами.

Идея плавучих АЭС не нова. Первыми их начали строить американцы еще в 1961 г., вложив за 15 лет $180 млн. Однако проект с треском провалился. В 1976 г. он был закрыт из соображений безопасности и экономической неэффективности на фоне протестов экологов и противодействия властей прибрежных штатов. (Экономические известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)