Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: почему газовый рынок нуждается в реформах

Партнер юридической фирмы CMS Cameron McKenna Виталий Радченко, сопредседатель комитета по вопросам топлива и энергетики Американской торговой палаты палаты рассказал о том, почему газовому рынку Украины нужны радикальные реформы.

О реформе рынка природного газа говорят уже не первый год: проводятся круглые столы, разрабатываются сложные концепции, регистрируются законопроекты и принимаются новые законы. При этом само правительство крайне медленно продвигается в этом направлении, делая “два шага вперед и один назад”. Камнем преткновения для любой концепции реформирования газового рынка так или иначе становятся роль и статус в структуре рынка “Нафтогаза”, “Укртрансгаза”, облгазов, ГТС (магистральных и распределительных трубопроводов), а также заниженные цены на газ для населения – именно нежелание менять сложившуюся ситуацию и заставляет правительство медлить, ждать очередных выборов и откладывать принятие непопулярного решения “на потом”. В то же время всем экспертам и игрокам рынка ясно: повышения цен не избежать, а необходимость проведения реформы уже стала жизненной необходимостью для внутреннего рынка газа.

Причин этому несколько. Прежде всего, реформирование рынка – это прямое обязательство Украины перед ЕС. Не выполнив его, Украина никогда не станет полноправным членом Энергетического сообщества. Важнейшим документом в контексте регулирования рынка газа в ЕС является Директива 2009/73/ЕС, одна из составляющих так называемого “третьего энергетического пакета”, который подразумевает переход от старых монополистических моделей организации внутренних газовых рынков в Европе к более современным и интегрированным моделям. Основополагающим положением данной Директивы является полное разделение вертикально-интегрированных (монополистических) компаний – как по функциональным критериям, так и по критериям отдельной собственности на активы или компании той или иной отрасли.

Сейчас на газовом рынке Украины доминирующее положение занимает компания “Нафтогаз Украины”. Согласно Директиве 2009/73/ЕС, обязанностью правительства Украины является не только разделение ее на обособленные функциональные части (т.е. выделение независимого оператора ГТС и подземных хранилищ газа, добывающей компании от распределения (поставок) природного газа), обеспечение их фактической и юридической независимости, но и разграничение собственников каждого из этих сегментов бизнеса. Эта мера позволит обеспечить здоровую конкуренцию на всех уровнях, прозрачный и равный доступ к газотранспортным мощностям и ПХГ, в результате чего увеличится количество поставщиков, а цены на газ заметно снизятся. Это оптимистичный сценарий. По факту же единственными шагами, предпринятыми в этой сфере, остаются принятие нового Порядка доступа к ГТС летом 2012 г. и отмена монополии “Нафтогаза” на импорт природного газа в Украину.

Во-вторых, Украина уже столкнулась с острой необходимостью технического переоснащения и ремонта ГТС, инфраструктуры газораспределительных сетей. Но пока правила игры на газовом рынке не будут четкими и прозрачными, ни один европейский частный или стратегический инвестор не рискнет участвовать в проектах по модернизации ГТС. Неясной остается ситуация и дальнейшая судьба газораспределительных сетей.

Наконец, третья причина для проведения безотлагательных реформ – необходимость создания лучших условий сбыта газа для украинских добывающих компаний, что в свою очередь даст им возможность инвестировать дополнительные денежные средства в развитие газодобычи в Украине. Сегмент потребителей природного газа в Украине – один из самых больших в Европе, поэтому спрос на дешевый отечественный газ есть.

Клубок этих комплексных проблем можно распутать только путем проведения радикальной реформы газового рынка. Комитет по вопросам топлива и энергетики Американской торговой палаты разработал специальный документ, содержащий перечень условий, выполнение которых позволит национальному рынку газа не только начать работать эффективно, но и выйти на качественно новый уровень. Речь идет о балансировании тарифов на газ (уменьшении субсидирования населения и уменьшении цен для промышленности), либерализации рынка (которая обеспечит прозрачность и четкость работы рынка) и укреплении позиций Нацкомиссии по госрегулированию энергетики (как сильного и независимого регулятора). (Дело/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version