Почему частных игроков не привлекает контроль над генерирующим активом, который отдают по цене в два раза меньшей, чем стоит один его энергоблок.

В конце прошлой недели Кабинет министров распоряжением №496 утвердил условия конкурса по продаже 60,773% акций пятой по величине энергогенерирующей компании Украины – ПАО “Донбассэнерго”. Всего государству принадлежит 85,77% этого актива, остальные его акции находятся в обращении на фондовом рынке. (Интересный нюанс: на следующий день после оглашения конкурса, в пятницу, 12 июля биржевые котировки DOEN выросли более чем на 15%.)

Стартовая цена выставленного на конкурс пакета акций “Донбассэнерго” – 641 млн. грн. Правительство при этом установило достаточно “узкие” условия приватизации. Основное из них – претендентом на указанный пакет акций может быть та структура, которая в течение 3 последних лет добывает уголь в количестве не менее 15% годового потребления “Донбассэнерго” либо отпускает в систему Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) минимум 15% от выработанной этим активом электроэнергии (э/э). Если считать усредненные за три года показатели, то выходит: или ежегодная добыча не менее 657 тыс. т угля, или отпуск на ОРЭ минимум 1227 млн. кВт-ч в год. Компании с долей государственного капитала более 25% к участию в конкурсе не допускаются.

Найдутся ли желающие на указанный пакет акций среди частных игроков топливно-энергетического сектора?

Аналитики говорят: утвержденным в КМУ “допускам” к приватизации почти 61% акций “Донбассэнерго” в полной мере соответствует только одна частная компания в Украине – ДТЭК Рината Ахметова. С 2010 г. по 2012 г. на шахтах этого холдинга суммарно было добыто 82,9 млн. т угля, а генерирующие активы ДТЭК за те же годы осуществили полезный отпуск э/э в размере 115 млрд. кВт-ч. Среднегодовые показатели в данном случае – 27,63 млн. т угля и 38,3 млрд. кВт-ч электроэнергии – в десятки раз превышают указанные в правительственном распоряжении минимумы.

Однако принцип “или-или” отбора участников этой приватизации увеличивает число возможных претендентов. В их числе старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква называет ПАО “Харьковская ТЭЦ-5” с ежегодным отпуском э/э свыше 1500 млн. кВт-ч, а также некоторые компании, специализирующиеся на добыче коксующегося угля; в условиях приватизации тип добываемой угольной продукции не указан. Среди них группа “Метинвест” (основные акционеры – компании Рината Ахметова и Вадима Новинского) с объединением “Краснодонуголь” в своем составе, ПАО “Шахта им. Засядько” с учредителями в лице организации арендаторов и государства (ФГИ владеет 16,04% акций), шахтоуправление “Покровское”, входящее в группу “Донецксталь” Виктора Нусенкиса, угледобывающая “Coal Energy” Виктора и Марины Вишневецких.

Во всех названных компаниях комментировать что-либо относительно участия в данном приватизационном конкурсе отказались. Причины – отсутствие заинтересованности в контроле над “Донбассэнерго”, так как это не входит в планы компании и/или не соответствует ее профилю деятельности. Скажем, “Метинвест” развивает металлургический бизнес, где потребность в угле рассматривается с точки зрения обеспечения собственных коксохимов и по цепочке – доменных производств. “Покровское” также работает в расчете на поставки угольной продукции для выпуска металлургического кокса на мощностях предприятий, входящих в одну с ним группу.

С энергохолдингом Ахметова все не так просто. В 2011 г. директор по внешним связям холдинга Александр Толкач отмечал, что “если они (“Центрэнерго” и “Донбассэнерго”) будут выставлены на приватизацию …, мы будем изучать, будем смотреть, как это укладывается в долгосрочную программу инвестиций в нашей компании”. “Если увидим, что у нас есть ресурс, я не исключаю, что мы будем участвовать (в приватизации)”, – сказал Толкач. Сейчас же возможность получения контроля над еще 4,6% общей генерации электроэнергии в стране (такова доля “Донбассэнерго” по итогам 2012 г.) в этой компании официально не комментируют.

На неофициальном же уровне в ДТЭК сообщили Delo.UA, что сейчас компания в покупке данного энергогенерирующего актива не заинтересована по двум причинам. Первая – с получением контроля над ним через приватизацию холдинг Ахметова вплотную приблизится к предельной “отметке концентрации отраслевых мощностей” – 35%, после чего окажется в “зоне действия” антимонопольного законодательства Украины. С приобретением “Донбассэнерго” этот показатель составит 33,6%, сказал источник.

Вторая причина, по его словам, заключается в необходимости масштабного финансирования тех предприятий, которые уже находятся во владении ДТЭК. С учетом этого компания в нынешнем году активно работает на долговых рынках. Так, в апреле холдинг выпустил пятилетние евробонды двумя траншами на общую сумму в $750 млн. “Нам предстоит разобраться с инвестициями в существующие активы”, – говорит наш собеседник в ДТЭК, добавляя: “Холдинг не будет претендовать на “Донбассэнерго” (в ходе нынешней приватизации)”.

Примечательно, что в Фонде госимущества, похоже, тоже не испытывают оптимизма в отношении продажи почти 61%-ного пакета акций “Донбассэнерго” в августе 2013 г. (на этот месяц приказом ФГИ №825 от 12 июля был намечен соответствующий конкурс). Более того, наш источник в Фонде не верит, что данный пакет вообще перейдет в частное владение до конца текущего года. Однако поделиться сведениями, кто может получить выгоду от подобного “шага назад”, он отказался.

От чего именно, вероятнее всего, “все откажутся” на августовском приватизационном конкурсе? Все еще государственное “Донбассэнерго” эксплуатирует две тепловые электростанции (ТЭС) – Старобешевскую и Славянскую, суммарная мощность которых составляет 2550 МВт. Общая доля компании в тепловой энергогенерации Украины за 2012 г. составила 11,6%.

У актива есть “свои моменты”. Первый – высокий износ оборудования на станциях; в отчете ПАО за 2012 г. этот показатель указан в пределах 70-90%. Второй – кредитная линия, открытая для “Донбассэнерго” в 1,5 млрд. грн. на реконструкцию блока №7 Славянской ТЭС. В текущем году Ощадбанк перечислит компании 351 млн. грн., еще 334 млн. грн. – в 2014 г. и 652 млн. грн. – в 2015 г.

Установленная же правительством стоимость госпакета акций компании, сходятся аналитики, формально завышена. Хотя и подчеркивают, в данном случае важен акцент – “Как считать?”

По данным ИК Concorde Capital, общая рыночная капитализация госдоли в “Донбассэнерго” на сегодня составляет 300 млн. грн. (порядка $37,5 млн. по официальному курсу НБУ). В Dragon Capital оценивают полный контроль над “Донбассэнерго” в $70 млн. “Иными словами, начальная цена от Кабмина (чуть более $80 млн.) как бы выше этого уровня”, – констатирует представитель инвесткомпании.

При всем этом Денис Саква подчеркивает: любой из энергоблоков компании дороже правительственной цены. “Реконструкция одного блока №4 Старобешевской ТЭС обошлась около 140 млн. евро”, – напоминает он. Резюмируя, аналитик отметил, что компания стоит столько, сколько за нее заплатят. “Если конкурс будет состоять из одного участника, то будет назначена экспертная оценка, которая выведет цену очень близкую к первоначальной”, – уверен эксперт.

Но появление даже одного участника в конкурсе, легализованном в распоряжении КМУ №496, как видно из вышеизложенного, далеко еще не факт. Чего, однако, нельзя сказать о нынешних экономических партнерах компании.

ПАО “Донбассэнерго” закупает уголь у считанных поставщиков. С 2012 г. компания сотрудничает по данному направлению с ООО “Траст Инвест”. В конце прошлого года “Траст Инвест” договорился с ПАО “Донбассэнерго” о поставке последнему 2,5 млн. т угля на 2,475 млрд. грн. до 2014 г. В июне этого года в масс-медиа прошли сообщения о еще одном контракте между этими хозобществами, в ходе чего выяснилось – продажа угля осуществляется по 990 грн./т.

Еще один крупный поставщик для “Донбассэнерго” – государственный “Уголь Украины”. По результатам тендера, проведенного весной текущего года, между этими госкомпаниями был заключен договор на поставку 2 млн. т угля на сумму в 2,26 млрд. грн. на период апреля-декабря 2013 г. При этом каждая та такого угля обойдется “Донбассэнерго” в 1130 грн.

По информации Минэнергоугля, “средняя цена товарной продукции, произведенной государственными угольными предприятиями, в мае составила 498,7 грн./т”.

Поэтому даже если государство и не продаст почти 61% акций “Донбассэнерго” в 2013 г., без топлива эта компания точно не останется (в 2012 г. здесь потребили 4,34 млн. т угля). Тем паче платить за него у нее есть чем. По итогам прошлого года приватизируемое ныне ПАО получило чистый доход по МСФО в 4,6 млрд. грн. при чистой прибыли порядка 31 млн. грн. по тем же стандартам. (Дело/Энергетика Украины, СНГ, мира)