В июле, после трехмесячной паузы, медленно, но очень уверенно поползли вверх цены на бензин и дизельное топливо.

Это, по мнению экспертов, происходит по нескольким причинам. Во-первых, повысилась привлекательность экспорта ГСМ: в июле отмечен резкий скачок мировых цен на нефть — с 99,9 до 110,8 доллара за баррель. Во-вторых, намечается тенденция к росту акцизов, и нефтяники заговорили о необходимости «восстановления справедливости» после весеннего снижения оптовых цен.

По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), розничные цены растут и на бензин различных марок, и на дизтопливо: в среднем с начала года в стране цена литра АИ-92 повысилась на 40 копеек, АИ-95 — на 60 копеек.

Информационно-аналитический центр «Кортес» подтверждает: растет стоимость всех видов топлива. Эксперты считают, что цена литра бензина до конца августа поднимется в среднем на 5% (но не более чем на 1 рубль в месяц). Это обусловлено тем, что в период падения оптовых цен в начале года розничные не уменьшались. Немалую роль, по мнению экспертов, в росте цен играет также сезонный спрос.

Но не только эти причины, по мнению члена экспертного совета «Молодого коммунара», руководителя инвестиционной компании Михаила Лодвикова, способствуют очередному росту цен:

— Бензин в России заметно дешевле европейского. Между тем продукты питания, автомобили, одежда (в частности, пуховики оптом) и прочее, как правило, в нашей стране обходятся дороже, чем в странах ЕС. Естественно, крупным игрокам на топливном рынке, которых можно пересчитать по пальцам одной руки, не дают спать спокойно такие «диспропорции».

А если серьезно, в российском бизнесе, в отличие от западного, прибыль в 10% воспринимается ничтожной, здесь иные нормы — эффективной считается прибыль 30, 40 и 50 процентов. Уменьшение количества независимых игроков на рынке и монополизация последнего в руках нескольких бензиновых гигантов нисколько не помогают конкурентной борьбе и снижению цен, а аппетиты могут расти до тех пор, пока свое веское слово не скажут высшие эшелоны власти.

К сожалению, чисто рыночные механизмы в этой области пока у нас работают туго, куда большее влияние на ценовую политику монополистов оказывает жесткая вертикаль власти. Сплошь и рядом регулятором рынка выступает Кремль, вернее, попытки осадить бизнесменов. А предшествующий опыт подсказывает, что зачастую «строгий ошейник» помогает. Пока.

С другой стороны, высокая стоимость энергоресурсов в странах западной Европы заставила жителей более бережно относиться к невосполнимым запасам. На дорогах Европы очень редко увидишь бензиновые полноприводные внедорожники с автоматической коробкой передач, в основном там в ходу гольф-класс, да к тому же на дизтопливе (расход которого меньше) и с «механикой». Вряд ли это одна лишь забота об экологии. Цены на топливо заставили людей относиться к нему с уважением через свой кошелек.

Абсолютно уверен, что сегодняшний рост цен на топливо нисколько не уменьшит количество автомобилей на наших дорогах, пробок не будет меньше, объем продаж ГСМ не упадет. А по законам экономики в такой ситуации продавцу уменьшать цену на товар нет никакой необходимости. Так как цены на бензин еще не достигли своего психологического максимума, при котором люди начинают считать свои деньги, отказываться от «поездок в булочную».  (mk.tula.ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)