Популярность народного «девяносто второго» бензина среди украинских автомобилистов стремительно растет. Объясняется это довольно просто – качественный «девяносто второй» можно без опаски заливать не только в авто российского и украинского производства, но и в «американцев», а также в «бюджетные» модели корейских и китайских производителей. Европейские модели малолитражек тоже допускают использование бензина с октановым числом 92. А главное, стоит он существенно дешевле «пятого», в среднем на двадцать-тридцать копеек. Для многих автомобилистов это серьезный аргумент.
А как обстоят дела с качеством этого бензина, особенно в восточных областях страны, где традиционно присутствует много контрафакта ? Исследовать этот вопрос решили в Киевском институте потребительских экспертиз, для чего провели проверку бензина А-92 по трассе Киев – Донецк – Луганск. Всего было отобрано тринадцать проб, с «шагом» проверки в 50 – 60 километров, после чего образцы прошли анализ в аккредитованной государственной лаборатории, расположенной в Киеве.
«Под прицелы» проверяющих попали как «именные» сорта (Укрнафта Energy , Parallel Perfekt 92), так и их «обычные» визави (АЗС Marshall, Лукойл, Формула, Фактор, Neftek, Татнефть). Результаты аналитиков где-то порадовали, а где-то и насторожили, ведь 20% проб оказались не соответствующими нормативам, которые применяются в Европе.
Октановое число
Первым делом проверили показатель, который характеризует стойкость топлива к детонации – преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок.
Октановое число измеряли по моторному методу, при котором установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) имитирует нагрузку на реальный двигатель. Согласно этому методу норматив установлен на уровне 82,5 единиц (что практически аналогично привычному числу 92 по исследовательскому методу, которое мы видим на заправках). По результатам все уложились в норматив, а некоторые образцы продемонстрировали изрядный «запас». Лидером стал Parallel Perfekt 92, который оказался «девяносто третьим» (83,2), хорошие результаты были у «Лукойл», Укрнафты и Neftek (82,9 единиц).
Бензол
Бензол разъедает топливную систему и приводит к ее преждевременному износу. По содержанию бензола и ароматических углеводородов результаты отличались. В частности, вредный бензол был в наименьшем количестве в пробе Parallel Perfekt 92, у Укрнафты его было допустимое количество. У образцов украинского производства («Фактор» и «Marshall») бензола оказалось в два и три раза соответственно больше. Хоть это и укладывается в нормативы «старого» ДСТУ 4063-2001, но согласно новым ДСТУ у АЗС Marshall зафиксировано превышение в 2 раза.
Сера
Если ее в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. «Безразмерный» старый ДСТУ для «обычного» 92-го нормирует содержание серы до 0,015% (150 мг/кг), а вот чтобы бензин соответствовал нормативу А-92 Евро видa I, в нем должно быть не более 0,001% (10 мг/кг).
У Лукойл, Формула, Фактор, Neftek и Татнефть показатель варьировался от 7 до 9, что не выходит за пределы нормы. У Parallel Perfekt 92 серы было обнаружено в размере 6 мг/кг. Если оценивать этот показатель по шкале экологических стандартов Европы, то здесь эксперты увидели твердое евро-5. «Девяносто второй» «Energy» от Укрнафты содержал серы 15 мг/кг, что вписывается впределы нормы, аналогичной евро-4.
Испарение
Наконец, эксперты решили проверить, являются ли образцы «летними» бензинами, то есть соответствуют ли они температурным условиям эксплуатации. «Летние» бензины имеют более тяжелый фракционный состав, чем «зимние». Полнота испарения бензина в двигателе зависит от температур испарения бензина и конца его кипения.
Если эти температуры чрезмерно велики, то бензин не успевает полностью испариться во впускном трубопроводе двигателя и поступает в цилиндры в жидком виде. В результате с трущихся поверхностей смывается смазка и усиливается износ деталей. Кроме того, поскольку не полностью испарившийся бензин сгорает медленно и недостаточно полно, повышается нагарообразование в камере сгорания двигателя.
Испаряемость бензина эксперты определяли с помощью исследования его фракционного состава, в частности – определения объемной доли испарившегося бензина при температуре 70 градусов С. Чем больше доля испарившегося бензина, тем больше топлива будет улетучиваться из бака в жаркую погоду, а значит, расход бензина будет больше.
Самый невыгодный в этом отношении оказался бензин АЗС «Татнефть» (объемная доля испарившегося бензина – 35% об) , в то время как самый экономичный в этом отношении бензин был обнаружен на АЗС «Parallel» (объемная доля испарившегося бензина – 29% об). Это объясняется тем, что только на этой АЗС продается бензин класса А – летнего топлива, которое как правило поставляется в страны с жарким климатом. На других АЗС эксперты нашли бензин класса В (тоже летний, но его показатели несколько уступают классу А), и переходной вид класса С.
Можно сделать вывод, что на сетевых АЗС бодяга встречается достаточно редко, но все-таки встречается. Поэтому Институт экспертиз продолжит исследовать топливо на АЗС страны и делиться своими заключениями с автомобилистами. (cripo.com.ua/Эергетика Украины, СНГ, мира)