Еврокомиссия (ЕК) решилась открыто выступить против “Газпрома”. 3 октября заместитель председателя ЕК по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния обвинил “Газпром” в препятствовании свободным поставкам газа между странами и заявил, что в ближайшее время монополия получит официальные претензии от комиссии. Эти заявления играют на руку Украине в вопросе реверсных поставок газа из Словакии. Впрочем, Европа еще слишком зависит от “Газпрома”, чтобы идти на серьезный конфликт, отмечают эксперты.
3 октября в Вильнюсе – столице председательствующей в Евросоюзе Литвы – заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния заявил, что в расследовании против “Газпрома” ЕК перешла к фазе подготовки заявления о претензиях. “Любая компания, действующая в пределах нашего единого рынка, вне зависимости от того, где она базируется, должна играть по правилам”, – сказал он.
“Мы подозреваем, что “Газпром” препятствует свободному потоку газа через территории государств-членов ЕС и диверсификации источников поставок”, – заявил Хоакин Альмуния. “Газпром”, по словам еврокомиссара, также подозревают в установлении несправедливых цен на свою продукцию. Член Еврокомиссии отметил, что расследование ведется на основании жалобы Литвы, но его охват является более широким и включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию и Болгарию.
Два года назад представители Еврокомиссии провели обыски в офисах покупателей “Газпрома” и аффилированных с ним компаний в регионах, где были возможны нарушения. После этого Еврокомиссия должна была в срок до двух лет провести предварительную проверку без публичных заявлений и начать расследование. В прошлом году ЕК открыла официальное расследование по факту нарушения “Газпромом” антимонопольного законодательства. Если нарушения будут доказаны, “Газпром” оштрафуют на 10% годового оборота. Но если условия конкурентного рынка нарушались в течение нескольких лет и нанесли ущерб отрасли, компания заплатит 30% годовой выручки. Мало того, компанию могут обязать отказаться от ряда мер и заставить изменить сбытовую и транзитную политику.
В пресс-службе украинского Минэнерго проводимое Еврокомиссией расследование не комментируют. Однако источник “Ъ” в министерстве заявил, что решение ЕК поможет Украине разблокировать поставки газа, принадлежащего компании RWE, из Словакии. “Мы надеемся, что регулятор заставит “Газпром” и Словакию отказаться от практики дискриминации Украины как участника Энергосообщества и привести их политику в соответствие с нормами европейского законодательства, – говорит собеседник “Ъ”.- Это позволит словацкой стороне открыть реэкспорт газа в Украину”. 3 октября премьер-министр Украины Николай Азаров на переговорах с председателем национального совета Словакии Паволом Пашкой заявил, что Украина требует свободного доступа к словацкой газотранспортной системе и просит власти этой страны повлиять на подписание соглашения о реверсных поставках газа в Украину.
НАК “Нафтогаз Украины”, не договорившись с “Газпромом” о снижении цены газа, в ноябре 2012 г. начала реверсные поставки сырья из Европы по контракту с RWE. Реэкспортируемый российский газ, по утверждению Киева, обходится “Нафтогазу” в среднем на $100 дешевле, чем импорт из России. Реверсный газ пошел из Польши, а в марте украинская компания ВЕТЭК начала получать его из Венгрии по контракту с трейдером Optenergy Kft. Но наибольшие надежды Киев возлагал на реверс из Словакии: из Польши и Венгрии страна может получать 3 млрд. куб. м газа в год, а из Словакии – до 30 млрд. куб. м (половина потребностей).
В мае министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий говорил, что Украина близка к завершению переговоров со Словакией по реэкспорту газа. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер утверждал, что решение этого вопроса для ЕК является приоритетным. Но осуществлять реверс из Словакии непосредственно на украинско-словацкой границе, как это происходит на границах с Польшей и Венгрией, сейчас нельзя. “Газпром” является собственником и транзитером газа как по Украине, так и по Словакии. Позиция словацкой стороны объясняется еще и наличием долгосрочного контракта с “Газпромом” на условиях “бери или плати”, а также 90%-ной зависимостью от российского газа. В настоящее время “Газпром” является крупнейшим заказчиком транзитных услуг у оператора словацкой газотранспортной системы – Eustream.
В сентябре Эдуард Ставицкий специально встречался с Гюнтером Эттингером для урегулирования вопроса поставок газа из Словакии, но они так и не смогли решить проблему. В конце сентября глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский заявил, что Словакия не позволит реэкспортировать российский газ со своей территории без предварительного одобрения “Газпрома”.
В “Газпроме” 3 октября не стали официально комментировать заявления Украины. Однако, как заявил источник “Ъ” в монополии, в “Газпроме” надеются, что европейские регуляторы будут осторожны при принятии решений относительно компании. “Европейские потребители газа вряд ли пойдут на конфликт с компанией из-за Украины”, – отметили в монополии. Ранее глава “Газпромэкспорт” Александр Медведев заявлял, что все действия Еврокомиссии являются проявлением политического давления с целью снизить цены на российский газ. “Очень странно: мы – пионеры конкуренции и принесли конкуренцию на рынок, а нас обвиняют в том, что мы препятствуем конкуренции”, – сказал он.
Управляющий партнер AstapovLawyers Андрей Астапов отмечает, что в случае подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом Украина как ассоциированный член ЕС будет иметь намного больше юридических механизмов для того, чтобы разблокировать поставки газа из Словакии. “Тогда, опираясь на подписанное соглашение, Украина может попытаться добиться решения о реэкспорте газа, подав жалобу регулятору, то есть Еврокомисии, – говорит Астапов. – Либо поставки могут быть разблокированы через суд, причем при наличии выводов ЕК о монополизме “Газпрома” шансы выиграть его возрастают”.
Президент киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук отмечает, что технических проблем с поставками газа с Запада на Восток нет: “Россия покупает участников процесса, в частности Словакию, возможными уступками в цене и объеме по уже действующим контрактам. Все, в конце концов, будет зависеть от того, надавит ли на Словакию Еврокомиссия, и насколько убедительными будут ее аргументы”.
Впрочем, аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров говорит, что шансы Украины добиться открытия реэкспорта газа из Словакии минимальны. “Пока замены российскому газу на Ближнем Востоке в должном объеме не нашли. Не оправдала себя и возобновляемая энергетика, которая оказалась слишком дорогой. Евросоюз все еще слишком зависит от российского газа, чтобы идти на открытое противостояние с Россией, заставляя Словакию начать реэкспорт газа”, – считает эксперт. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)