Несмотря на состояние холодной войны, вызванное противостоянием в торговой сфере, в Киеве достаточно трезвомыслящих политиков, которые понимают важность сотрудничества с Россией в сфере поставок энергоносителей. По словам премьер-министра Николая Азарова, Украина по-прежнему очень заинтересована в пересмотре крайне невыгодного для нее газового контракта с Россией и готова к компромиссу с российской стороной.
Первое полугодие 2013 г. прошло под знаком падения объемов закупок газа Украиной, сокращения транзита и максимального охлаждения отношений в газовой сфере. После обвального снижения транзита в 2012 г. в первом полугодии 2013 г. было зафиксировано дополнительно пятипроцентное падение; импорт газа из России сократился за восемь месяцев текущего года на 29%. В довершение всего глава Минэнерго Украины Эдуард Ставицкий сделал “Газпрому” предложение, откровенно противоречащее действующим контрактам, – самостоятельно закачивать газ в подземные хранилища, пообещав накопить к зиме не более 14 млрд. куб. м. На фоне этого переговоры о создании консорциума по управлению украинской ГТС, которые долгое время рассматривались в качестве единственного возможного варианта урегулирования двусторонних отношений в газовой сфере, были попросту невозможны. В последние летние дни все отчетливее вырисовывалась перспектива возможного срыва поставок газа европейским потребителям будущей зимой, как это уже случилось во время рекордных морозов февраля 2012 г. Тогда, как известно, 20%-ный дефицит голубого топлива испытали Болгария, Австрия и Италия.
На сей раз ситуацию спасли коммерческий интерес “Газпрома” и готовность отдельных крупных украинских бизнесменов подставить плечо Москве в урегулировании газового вопроса в условиях недружественной официальной риторики Киева в отношении попыток России препятствовать процессу евроинтеграции. Изменившаяся конъюнктура европейских рынков привела к росту спроса на российский газ. По итогам первой половины октября “Газпром” отчитался об увеличении поставок на 30% в сравнении с аналогичным показателем прошедшего года. Незавершенные переговоры с Еврокомиссией об изменении статуса газопроводов OPAL и NEL не позволяли рассчитывать на увеличение загрузки “Северного потока”, загрузка белорусской ГТС также была близка к максимуму. Таким образом, “Газпром” был вынужден обратиться к варианту увеличения загрузки украинской трубы, что откровенно противоречило риторике последних лет.
Именно здесь на помощь российской компании пришел украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ. Принадлежащая ему группа Ostchem была избрана в качестве покупателя российского газа для последующей закачки в хранилища со скидкой в 37% по сравнению с текущей ценой для Украины. Была достигнута договоренность об увеличении объема газа в хранилищах на начало зимы с 16 до 21 млрд. куб. м, что существенно снижало риски срыва транзита. Отличительной особенностью данной схемы было отсутствие в ней государственного “Нафтогаза”, что снимало с “Газпрома” необходимость объяснять столь кардинальное изменение своей позиции в украинском вопросе. Напомним, ранее руководство “Газпрома” неоднократно заявляло о категорическом отказе хранить газ в ПХГ Украины, называя “Нафтогаз” ненадежным партнером, и требовало неуклонно придерживаться положений контракта 2009 года. В конечном итоге именно коммерсант Дмитрий Фирташ заявил, что достигнутые договоренности позволят на 10% увеличить объемы транзита российского газа через территорию Украины до конца текущего года. Правительственные чиновники в Киеве промолчали.
Произошедшая история хорошо демонстрирует то обстоятельство, что в Киеве достаточно трезвомыслящих политиков и представителей крупного бизнеса, тесно связанного с властью и располагающего широкими лоббистскими возможностями, которые хорошо понимают всю абсурдность разрыва отношений с Россией в газовой сфере. Даже после громких публичных заявлений президента Виктора Януковича об “унизительных” предложениях Москвы по урегулированию газового вопроса, которые с большой долей вероятности и стали отправной точкой для активизации евроинтеграционной горячки на “печерских холмах”.
Другое дело, что поле для поиска компромиссов с “Газпромом” будет сужаться по мере расширения альтернативных украинскому маршрутов транспортировки российского газа в страны Евросоюза. Еврокомиссия уже пошла на компромисс с “Газпромом” в вопросе эксплуатации трубопровода OPAL, который принимает газ из “Северного потока”. Данное решение позволит увеличить загрузку “Северного потока”, что особо важно для стабильных поставок газа европейским потребителям в период зимних холодов. А 18 октября в эксплуатацию была введена компрессорная станция Кубанская на территории Краснодарского края, одной из функций которой будет подача газа для нового проекта по транспортировке газа в обход Украины – “Южный поток”.
Пока же Украина и Россия сохраняют возможность достижения компромисса в газовом вопросе. Компромисса, который имеет особую важность для Киева в свете резкого снижения объемов поставок реверсного газа в сентябре-октябре текущего года и отсутствия реальных гарантий обеспечения энергоресурсами по приемлемым ценам со стороны Брюсселя в случае дальнейшего охлаждения украинско-российских отношений. (Независимая газета/Энергетика Украины, СНГ, мира)