Согласно постановлению Киевского апелляционного административного суда, у Кабинета министров (Кабмин) нет полномочий давления на “Нафтогаз”. Об этом пишет директор юридической компании Lions Litigate Станислав Батрин.
Как сообщает эксперт, 22 октября был получен полный текст постановления киевского апелляционного административного суда по делу об обязательствах правительства принять меры для пересмотра газового контракта в Столькгольме.
Наиболее важный вывод в данном решении заключается в том, что, отказывая в удовлетворении иска о понуждении правительства к действиям, суд в первую очередь оправдал бездеятельность Кабмина тем, что правительство не имеет полномочий для того, чтобы повлиять на НАК “Нафтогаз Украины” и заставить предприятие обратиться в арбитражный институт Торговой палаты г. Столькгольм.
Как отметил суд, такие полномочия принадлежат председателю правления НАК “Нафтогаз Украины”, а правительству запрещено вмешиваться в деятельность компании. Таким образом, можно сделать вывод, суд сбрасывает ответственность на руководство “Нафтогаза”, снимая ответственность с премьер-министра Николая Азарова.
В связи с этим решением суда, все требования можно адресовать непосредственно к НАК “Нафтогаз Украины”, председателю правления Бакулину Евгению Николаевичу и спрашивать у него почему Словакия и другие страны Европы добиваются постоянных скидок цены на газ и пересмотра контрактов, а НАК “Нафтогаз Украины” уже 4 год ведет так называемые переговоры. Как сообщает Батрин, текст искового заявления готовится.
С другой стороны, если органам государственной власти запрещено влиять на НАК “Нафтогаз Украины”, то возникает вопрос о легитимности переговоров, которые проводил Ставицкий, Бойко и другие должностные лица из состава правительства.
Об открытии судового производства юридическая компания Lions Litigate, выступающая истцом в тяжбе между НАК “Нафтогаз Украины” и ОАО “Газпром”, уже сообщала летом 2013 г.
Как отметили в Lions Litigate, в суде апелляционной инстанции они будут настаивать на том, что газовые контракты являются коммерческими, а не межгосударственными, – поэтому все документы должны быть истребованы, включая 39 приложений к контрактам, документальное подтверждение существования переговоров между НАК “Нафтогаз Украины” и ОАО “Газпром”.
В компании заявляли, что ответчик должен предоставить доказательства возникновения и прекращения переговоров с целью определения момента отсчета предельного 30-дневного срока, после истечения которого стороны должны были передать спор на разрешение в Стокгольм. Кроме того, истец намерен оспорить вывод суда о том, что ответственность за обращение в арбитраж лежит не на Кабмине и Минэнергоугля, а на главе правления НАК “Нафтогаз Украины”.
“Газпром” и “Нафтогаз Украины” 19 января 2009 г. подписали два контракта: купли-продажи на 2009-2019 гг. и об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на 2009-2019 гг. Контракт на поставку газа предусматривает ежеквартальное формульное изменение цены. Согласно “Харьковским соглашениям”, Украине предоставляется скидка в $100/тыс. куб. м. При этом Россия гарантирует Украине прокачку 60 млрд. куб. м газа при создании консорциума. (РБК-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)