Россия готова опять применить газовое оружие в политической борьбе с Украиной. “Газпром”, еще недавно подтверждавший “плановое” прохождение зимы в российско-украинских газовых отношениях, неожиданно вспомнил про долги Киева и пригрозил брать с “Нафтогаза Украины” предоплату. Эту идею демонстративно поддержали власти России. Заявления, прозвучавшие вслед за закрытыми переговорами президентов Владимира Путина и Виктора Януковича, на рынке расценили как продолжение политического давления на Украину накануне подписания соглашения о ее ассоциации с ЕС. Но перспективы реальной “газовой войны” пока неясны – в последние четыре года напряжение в газовых отношениях Москвы и Киева ни разу не вылилось в острый кризис.
29 октября в ходе селекторного совещания по платежам за газ на внутреннем рынке глава “Газпрома” Алексей Миллер заявил, что НАК “Нафтогаз Украины” не заплатила $882 млн. за поставленный в августе газ. “Нафтогаз” получил отсрочку до 1 октября, но так и не погасил долг, добавил он, и теперь “Газпром” по условиям контракта 2009 г. может перейти на принцип предоплаты. Заявление было неожиданным для темы совещания, но сделать его попросил премьер Дмитрий Медведев. Он активно поддержал позицию “Газпрома”, назвав проблемы “критичными”. А зампред правления монополии Александр Медведев добавил, что перевести “Нафтогаз” на предоплату можно немедленно, обсудив вопрос в тот же день. Вечером в “Газпроме” отказались уточнить, состоялось ли обсуждение. Платил ли “Нафтогаз” за сентябрь, в монополии также не сообщают.
“Газовый вопрос” стал заключительным аккордом в последней серии жестких заявлений российских официальных лиц по поводу отношений с Украиной. В прошедшие выходные министр иностранных дел Сергей Лавров заметил, что поездки между странами правильно осуществлять по загранпаспортам. 29 октября советник президента РФ Сергей Глазьев в интервью “России 24” в очередной раз изложил плюсы присоединения Украины к Таможенному союзу и минусы соглашения об ассоциации с ЕС, которое Украина собирается подписать на саммите в Вильнюсе в конце ноября. Был и подготовительный этап. В середине лета Роспотребнадзор запретил поставки в Россию продукции крупнейшей украинской кондитерской компании Roshen, а затем ФТС устроила сплошную проверку товаров украинских производителей, на несколько дней парализовав поставки.
27 октября президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович провели более пяти часов закрытых переговоров, содержание и итоги которых были оставлены без комментариев. Зато 29 октября в эфире “России 24” пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил: “”Газпром” уже достаточно долго терпел, долго пытался добиться от Украины выплаты долгов по оплате… но эта гибкость не может быть безграничной. Сейчас настал момент, когда это нужно делать реально”. Впрочем, он поспешил подчеркнуть, что это “не политическая тема, а хозяйственно-коммерческая”.
Терпел “Газпром” действительно долго. Хотя с момента заключения действующего газового контракта в начале 2009 г. газовые отношения России и Украины не были простыми, они ни разу не перешли в стадию открытого конфликта с отключением подачи газа, как в конце 2005 г. и 2008 г. При этом “Нафтогаз” нарушил в 2012 г. и нарушит в этом прописанный в контракте принцип take-or-pay, однако “Газпром”, скрупулезно насчитав штраф на миллиарды долларов, не пошел в суд. Более того, он предоставлял “Нафтогазу” авансы на закупку газа (последний – на $1 млрд. в счет платы за транзит до 2015 г.), а также позволил Ostchem украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа закачать 5 млрд. куб. м газа в подземные хранилища Украины в счет квоты следующего года. Еще недавно ничто не предвещало беды: в конце августа стороны ждали “планового прохождения” осенне-зимнего периода.
Премьер Украины Николай Азаров 29 октября признал наличие “некритичных” проблем в платежах за газ. “Нафтогаз” и Минэнерго Украины отказались от комментариев. Источник “Ъ” в Минэнерго Украины рассказал, что проблемы с оплатой газа связаны с задолженностью теплоснабжающих компаний (“Теплокоммунэнерго”, ТКЭ) перед “Нафтогазом”, которая сейчас составляет $2,1 млрд. При этом больше половины суммы ($1,27 млрд.) является долгом правительства перед ТКЭ в рамках субсидирования тарифов на тепло. По словам собеседника “Ъ” в Минэнерго, если “Газпром” введет предоплату, украинская монополия будет вынуждена перейти на аналогичный режим работы и с ТКЭ. Ситуация усугубляется тем, что на прошлой неделе парламент Украины разрешил правительству субсидировать тарифы на тепло и водоснабжение векселями. В ТКЭ уже заявили, что намерены использовать эти векселя для погашения задолженности перед “Нафтогазом”, что ухудшит и без того непростое положение газовой компании.
Еще одной причиной проблем “Нафтогаза” стало то, что в марте компания вынужденно уступила Ostchem продажи газа промышленности – только она является платежеспособным потребителем.
Претензии “Газпрома” являются попыткой давления на Украину, которой нужно определиться, присоединяется ли она к Таможенному союзу или идет по пути евроинтеграции, считает Сергей Вахрамеев из “Анкоринвеста”. Он не исключил, что дело дойдет до ограничения поставок и “газовой войны”, причем в данном случае в ЕС сочтут виновной Украину.
У Украины есть только два выхода из сложившегося положения – повышение тарифов на тепло до экономически обоснованного уровня или возврат промышленных потребителей “Нафтогазу”, отмечает президент международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук. По его мнению, если “Нафтогаз” вернет себе промышленных потребителей, то в течение полутора-двух месяцев сможет аккумулировать необходимые для расчета с Россией средства. Повышать же тарифы накануне президентских выборов, которые в Украине запланированы на 2015 г., президент Виктор Янукович вряд ли станет, добавляет президент Энергетической ассоциации Украины Василий Котко. Ранее вице-премьер Александр Вилкул заявил, что правительство рассматривало возможность повышения тарифов на тепло, но решило не менять их до конца текущего отопительного сезона. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)