России и Казахстану пока не стоит задумываться о “связывании” собственных национальных систем торговли “парниковыми” выбросами, поскольку с этим сопряжено очень большое количество рисков – странам лучше сосредоточиться на разработке систем, которые соответствовали бы лучшей международной практике, считает эксперт Международной ассоциации торговли выбросами парниковых газов (IETA) Роб Фаулер, по сведениям ИА Новости-Казахстан.
Президент РФ Владимир Путин в конце сентября подписал указ об установлении национальной цели по сокращению выбросов к 2020 г., который предполагает разработку плана мероприятий по его реализации и показатели сокращения выбросов по секторам экономики. Подготовкой плана занимается Минэкономразвития, которое, кроме этого, в рамках совместной рабочей группы с “Деловой Россией” изучает возможности создания в РФ экономического механизма национального углеродного рынка. При этом Казахстан, партнер РФ по Таможенному союзу, уже с 2013 г. запустил “пилотную” фазу работы собственной системы, KAZ ETS.
“Я считаю, что (“связка”) системам пока не нужна. На этом пути столько барьеров, связанных с распределением единиц, совместимостью стандартов, это крайне трудно сделать. Пока система не “проживет”, скажем, пять-шесть лет, связать две системы будет очень сложно”, – заявил Фаулер в кулуарах конференции ООН по проблеме изменения климата в Варшаве.
Фаулер отметил, что рынок в Казахстане относительно невелик, поэтому “связки” с другими рынками были бы желательны для поддержания более высокой ликвидности, но “мне кажется, разумного использования международных единиц будет достаточно”.
“При разработке системы в Казахстане это предполагалось, но как именно это реализовать – я не думаю, что формальная связь (с другим “парниковым” рынком) целесообразна, сначала необходима “отладка” системы”, – считает эксперт IETA.
По мнению Фаулера, гораздо важнее “серьезность намерений обеих стран” создать рынки, которые в конечном итоге запустили бы необходимую трансформацию в энергетическом секторе и бизнесе в целом.
“Вся эта торговля выбросами – это все замечательно, но главное, что мы изменяем направление движения финансовых потоков <…> Надо, конечно, при разработке иметь в виду “совместимость” с другими рынками, но сразу на это рассчитывать довольно трудно”, – сказал Фаулер.
РФ ранее неоднократно высказывала намерение развивать совместный с непосредственными соседями углеродный рынок. Советник президента РФ, спецпредставитель по вопросам климата Александр Бедрицкий заявлял, что Россия, отказавшаяся от участия во втором периоде действия Киотского протокола и таким образом потерявшая доступ к его рыночным механизмам, могла бы создать углеродный рынок совместно с Беларусью, Украиной или Казахстаном. (Forbes.kz/Энергетика Украины, СНГ, мира)