Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: фактически сейчас идет захват нефтеперерабатывающей отрасли бизнесменами

Украина хочет получить не менее 50% в Лисичанском НПЗ “Роснефти”. Об этом заявил президент страны Виктор Янукович. В существующих условиях российским компаниям заниматься переработкой в Украине невыгодно, но источники “Газеты.Ru” говорят, что эти условия созданы искусственно. Фактически сейчас идет захват украинской нефтеперерабатывающей отрасли бизнесменами, близкими к Януковичу.

Украина намерена выкупить 50% Лисичанского нефтеперерабатывающего завода. Об этом 27 ноября заявил украинский президент Виктор Янукович в интервью телеканалу “1+1”. По его словам, возможно и приобретение 100% предприятия, но, скорее всего, Украина ограничится 50%. По словам Януковича, украинские власти сделают все, чтобы запустить Лисичанский НПЗ, переговоры с собственниками идут к завершению.

Лисичанский НПЗ принадлежит компании ТНК-ВР, которую в марте приобрела “Роснефть”. Весной прошлого года завод был поставлен на консервацию, так как в последние годы работал на минимальных мощностях. Например, по итогам 2011 г. предприятие переработало чуть менее 5 млн. т нефти, в то время как мощности рассчитаны на переработку 16 млн. т в год. Это связано с тем, что перерабатывать нефть на заводе было невыгодно. Из-за дороговизны сырья и конкуренции со стороны зарубежных нефтепродуктов работа предприятия была убыточна.

В апреле появилась информация, что “Роснефть” и подконтрольная украинскому бизнесмену Сергею Курченко компания ВЕТЭК ведут переговоры о создании на базе Лисичанского НПЗ совместного предприятия. Однако российская госкомпания тогда заявила, что говорить о создании СП пока рано, так как перспектива завода еще не определена. Ранее глава “Роснефти” Игорь Сечин заявлял, что компания будет оценивать активы, перешедшие “по наследству” от ТНК-ВР, часть их может быть продана.

Однако в середине ноября вице-президент “Роснефти” по переработке и нефтехимии Игорь Павлов заявил, что Лисичанский НПЗ начнет работу весной 2014 г. По его словам, сейчас на заводе проводятся плановые ремонтные работы и модернизация, в результате которой планируется снизить производство мазута, маржа на который сейчас невелика. Павлов заявил, что компания планирует выпускать на НПЗ бензин и дизтопливо стандарта “евро-4” и небольшие объемы топлива стандарта “евро-5”. “Роснефть” обещала вложить в предприятие до $75 млн.

“Роснефть” 27 ноября от комментариев по возможной продаже Лисичанского НПЗ отказалась.

Украинские источники “Газеты.Ru” напоминают, что Курченко ранее уже пытался приобрести Лисичанский НПЗ. В октябре 2012 г. руководство ТНК-ВР приняло решение продать актив группе компаний “ГазУкраина-2009”, подконтрольной Курченко. При этом сумма сделки, по словам источника, должна была составить около $300 млн.

Алексей Кокин из ФК “Уралсиб” оценивает актив в $1,5-2 млрд. “Но это лишь при условии, что “Роснефти” удастся добиться от российских властей особого режима для ввоза нефти на Лисичанский завод, – особо отмечает эксперт. – Иначе из-за экспортных пошлин бизнес будет нерентабельным. И в этом случае предприятие действительно может быть продано за гораздо меньшую цену. Здесь речь идет уже не столько о продаже бизнеса, сколько о продаже имущественного комплекса”.

Кстати, все та же компания ВЕТЭК, принадлежащая Курченко, в начале марта приобрела у “ЛУКойла” Одесский НПЗ. Сумма сделки не раскрывалась, но, по неофициальным данным, она составила $200-300 млн. при реальной стоимости актива $500-600 млн.

Украинский источник “Газеты.Ru” говорит, что фактически на Украине сейчас идет захват нефтеперерабатывающей отрасли так называемыми кошельками Януковича – бизнесменами, близкими к президенту, в число которых входит и Курченко. По словам источника, ситуация, при которой владельцы Лисичанского НПЗ были вынуждены остановить его, была создана искусственно. Именно для того, чтобы сбить цену на актив.

Источник в российской нефтянке подтверждает, что в существующих условиях перерабатывать нефть на Украине нерентабельно и дело даже не в российских экспортных пошлинах. “Общая стоимость самой нефти, транспортировки, переработки и логистики действительно такова, что проще закупать нефтепродукты в Белоруссии и Румынии, – рассказывает источник. – Но это если речь идет о законопослушных игроках. А на Украине процветает контрабанда нефтепродуктов, и контрабандное топливо получается еще дешевле. Конкурировать с ним честному налогоплательщику нереально”. (Газеты.Ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version