Согласно опубликованной статистике Министерства энергетики и угольной промышленности, потребление мазута в Украине по итогам десяти месяцев сократилось на 44,8% до 151,6 тыс. т, пишет “Коммерсант. Украина”, ссылаясь на данные опубликованные в Минэнергоугля.
При этом использование остальных видов нефтепродуктов хоть и упало, но не столь резко. Потребление бензина снизилось на 5,8% до 3,3 млн. т, а дизтоплива на 2,7% до 4,8 млн. т. Фактически мазут, потребленный в стране, был произведен на украинских нефтеперерабатывающих предприятиях. По данным Минэнергоугля, выпуск мазута в Украине по итогам десяти месяцев составил 435,1 тыс. т.
Это произошло за счет перехода части ТЭЦ и ТЭС на уголь, а также более теплой погоды, отмечают в ведомстве. Продажа мазута значительно влияет на экономику НПЗ, и без решения проблемы с его сбытом либо дальнейшей переработкой увеличить загрузку заводов вряд ли удастся, отмечают эксперты.
Как рассказали в пресс-службе ОАО “Галичина” (Дрогобычский НПЗ), сокращение спроса на мазут ставит под сомнения планы НПЗ по наращиванию объемов переработки.
“Если мазут некуда будет продать, то экономического смысла перерабатывать нефть просто не будет”, – отметили на предприятии. При переработке одной ты нефти мазут составляет до 35% получаемой продукции. Если эти объемы не реализуют или продадут дешево, то нефтеперерабатывающие предприятия будут работать в убыток.
При этом поставлять мазут на экспорт сегодня также затруднительно. Генеральный директор консалтинговой компании “А95” Сергей Куюн отмечает, что внешние рынки не позволяют экспортировать весь производимый заводами продукт по приемлемой цене. “Российские и белорусские заводы на внешних рынках продают мазут по $550-580/т, то есть дешевле, чем стоит сырая нефть. Если мы будем продавать по такой цене, заводы будут работать с отрицательной рентабельностью”, – поясняет эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Вице-президент по переработке и нефтехимии компании “Роснефть” Игорь Павлов ранее сообщал о планах по запуску Лисичанского НПЗ весной 2014 г. По его словам, сейчас на заводе проходит плановый капитальный ремонт, в котором задействовано около 800 человек. А глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий заявил, что ведет переговоры с нефтедобывающими компаниями об увеличении поставок сырья на Кременчугский НПЗ в следующем году на 3 млн. т.
Ранее Министерство доходов и сборов обнародовало данные, согласно которым сокращение импорта топлива по итогам девяти месяцев составило 19,4%. Это произошло на фоне падения нефтепереработки на треть. Участники рынка объясняли сокращение потребления спадом в экономике и массовым переходом на топливо с высоким содержанием спирта. На снижение официального импорта также повлияло массовое производство неучтенных нефтепродуктов нелегальными мини-НПЗ.
Официально в Минэнергоугля статистику не комментируют. Однако, как рассказал источник в ведомстве, снижение потребления мазута связано с двумя основными факторами – аномально теплой осенью и переходом ТЭЦ и ТЭС на уголь в целях экономии дорогого природного газа. Так, в октябре ТЭС и ТЭЦ увеличили потребление угля на 11,7% (на 363 тыс. т) по сравнению с октябрем прошлого года – до 3,4 млн. т. “Начатая программа отказа от дорогих видов топлива, таких как газ и мазут, дает свои плоды”, – сообщил источник в Минэнергоугля.
Куюн отмечает, что выходом для нефтеперерабатывающих заводов может стать увеличение глубины переработки. В этом случае мазут может быть повторно переработан и из него получены светлые нефтепродукты, на которые есть спрос на рынке. (РБК-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)