Если перед Вильнюсским саммитом создавалось впечатление, что всякая переговорная активность, кроме непосредственно связанной с евроустремлениями, замерла, то теперь, наоборот, наблюдается гиперактивность. В отношении нефтегазового направления ощущение такое, что представляющие власть хотят срочно доделать (сдать РФ) все, что еще не успели. И даже условия не успевают обсудить, как говорится, на берегу.
3 декабря, едва успев покинуть Верховную Раду, которой не хватило голосов для отставки правительства Азарова, вице-премьер Бойко устроил смотрины предприятий ВПК российскому “коллеге”. А глава “Нафтогаза”, традиционно безмолвный Евгений Бакулин заявил, что за “газпромовский” газ “мы договорились сместить платежи с октября, ноября и декабря на весну”. Кто были эти “мы” – остается загадкой, так как уже 4 декабря глава “Газпрома” Алексей Миллер заявил: “На данный момент долг НАК “Нафтогаз Украины” за поставленный в августе, октябре и ноябре газ составляет $2020 млн., мы ищем варианты решения данной проблемы, ведем переговоры, но договоренности на данный момент не достигнуты”.
Переговоры от имени Украины по-прежнему ведет Юрий Бойко, который побывал в “Газпроме” в этом году только официально десять раз. Результат его последней встречи 4 декабря с премьером РФ Медведевым и главой “Газпрома” Миллером официально неизвестен. Кроме сообщения в телеграфном стиле: “Были рассмотрены актуальные вопросы сотрудничества в газовой сфере”.
Правда, Миллер послал сигнал украинским производителям труб, заявив в тот же день, что заказы на трубы большого диаметра для газопроводов “Южный поток” и “Сила Сибири” российская газовая монополия будет заказывать у своих олигархов, контролирующих такие ОАО, как “Северсталь”, “Трубная металлургическая компания”, “Объединенная металлургическая компания”, “Челябинский трубопрокатный завод”.
Но все идет к тому, что “Газпром” – как минимум – продолжает настаивать на возврате “Нафтогаза” к изначальным параметрам газового контракта 2009 г. А то с чего бы вдруг переданная из Китая 4 декабря “уверенность” главы Минэнергоугольпрома Украины Эдуарда Ставицкого в том, что в следующем году цена газа для Украины будет “как минимум, на 10% меньше, чем среднегодовая, начиная со второго квартала 2014 г.”? Так Поднебесная вдохновила?
Будет ли цена “газпромовского” газа ниже, зависит, очевидно, от объема закупок “Нафтогазом”. И зря рассчитывает Ставицкий на добровольное снижение цены россиянами. По условиям контракта, цена зависит, в первую очередь, от нефтяных составляющих формулы цены газа. И пока контракт не расторгнут, за все скидки “Газпром” будет требовать чего-то равностоящего. Газотранспортной системы и подземных хранилищ газа Украины Кремлю уже мало?! Тенденция к сокращению потребления газа в Украине “Газпрому” вообще поперек горла.
Как известно ZN.UA из достоверных источников, за последние три года потребление природного газа (импортного и собственной добычи) в Украине всеми категориями потребителей (без учета технологического газа) составило с 1 января по 30 ноября, т. е. за 11 месяцев: 2011 г. – 48,5 млрд. куб. м, 2012 г. – 44,1 млрд.,, 2013 г. – 40,6 млрд. куб. м. Тенденция к сокращению газопотребления в Украине очевидна.
Население и бюджетные организации при этом потребили: в 2011 г. – 16 млрд. куб. м, в 2012 г. – 15,1 млрд. и почти столько же за 11 месяцев 2013 г. – 15,0 млрд.
Импорт газа из Польши и Венгрии за 11 месяцев 2013 г. составил 2,1 млрд. куб. м газа.
Импорт “Нафтогазом” “газпромовского” газа в режиме текущих контрактных закупок для потребления составил за 11 месяцев 2013 г. около 11 млрд. куб. м. Без учета газа, закупленного компанией Osthem Д. Фирташа.
Транзит газа через территорию Украины за 11 месяцев составил: в 2011 г. – 92,9 млрд. куб. м, в 2012 г. – 73,1 млрд., в 2013 г. – 75,7 млрд. куб. м.
Трудно не согласиться с коллегами из центра “Номос”, которые также допускают в своем экспресс-анализе (geostrategy.org.ua, №3 от 5 декабря 2013 г.), что даже при цене $280 (такую цену недавно обещал посол РФ Зурабов) ежегодная покупка 50 млрд. куб. м газа обойдется “Нафтогазу” в $14 млрд., в то время как 27 млрд. куб. м даже при цене $400 стоит на $3,2 млрд. дешевле.
Так что не удивительно, что украинская сторона не может договориться со Словаками об открытии реверсных поставок. Мало того, что сами не могут определиться, нужен ли реверсный газ, если придется увеличить закупки у “Газпрома”. Так еще и россияне и словакам, и “Нафтогазу” этот маршрут перекрывают всеми доступными способами.
А чтоб Европе не повадно было впрягаться в эту восточноевропейскую аверсно-реверсную тяжбу, для пущей острастки Россия решила подать иск на ЕС во Всемирную торговую организацию. Мол, требования Третьего энергопакета ЕС ущемляют права “Газпрома”.
В свою очередь, Еврокомиссия продолжает настаивать, что трубопровод “Южный поток” не сможет работать в Евросоюзе, если не подчинится европейским законам в энергетической сфере. ЕС запрещает поставщикам энергоносителей владеть и трубопроводами. Это как раз случай “Газпрома”. Недавно чиновник энергетического департамента Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт заявил: “Могу лишь подтвердить нашу готовность к конструктивной работе. Это займет не месяцы, на это потребуется, возможно, два года”. Европейский энергозакон не запрещает “Газпрому” строить трубопровод. Но вот с его использованием могут быть ограничения.
К тому же весной 2014 г. должно закончиться антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении европейских офисов и аффилированных компаний “Газпрома”. Не исключено, что в результате этого многомесячного расследования ЕК также ограничит деятельность “Газпрома” на еврорынке. Так что как ни крути, а внутриукраинский рынок “Газпрому” крайне необходим. Причем, чем больше в него удастся “вкачать” газа, тем “Газпрому” лучше. А об энергосбережении, альтернативах газу и тому подобных евромодных технологиях и тенденциях “газпромовцы” быстро помогут украинцам забыть, накручивая задолженность в свою пользу. И это только “цветочки” возможной интеграции с ТС. (Зеркало недели/Энергетика Украины, СНГ, мира)