Снижение украинского транзитного тарифа поможет “Газпрому” восстановить пошатнувшиеся позиции на европейском рынке.
В конце декабря огласку получил официальный релиз с презентацией выпуска очередной серии украинских евробондов. В нем указано, что тариф на прокачку российского газа в ЕС через территорию Украины впервые за последние три года стал объектом украинско-российских переговоров, в результате которых он может быть снижен. Официальных данных на этот счет пока нет, но большинство украинских прогнозов исходят из того, что вероятное снижение стоимости транзита составит 75% от уровня 2013 г. и будет симметричным запланированному на первый квартал 2014 г. 75%-ному снижению цены импорта природного газа из РФ. Как ожидается, в этот период для Украины стоимость российского газа снизится с $400 до $268,5/тыс. куб. м. В таком случае транзитный тариф сможет упасть с $3,04/100 км до $1,6-1,8/100 км, а доходы НАК “Нафтогаз Украины” сократятся на $300 млн.
Угрожающая тенденция формирования очередной, на сей раз транзитной волны ухудшения финансовой состоятельности “Нафтогаза Украины” усугублена формой расчетов – “Газпром” с 2012 г. практикует ежегодную предоплату Украине стоимости услуг по транзиту газа. Это означает, что при новой пониженной ставке 2014 г. может оказаться, что “Газпром” выдавил из украинской стороны право считать уплаченные им суммы авансом на почти весь последующий год, вплоть до 2015 г.
Благодаря газовому контракту 2009 г. ставка транзитного тарифа в Украине впервые в ее истории была поднята на среднеевропейский уровень, но, судя по нынешним событиям, это выравнивание больше трех лет продержаться не смогло. Начало нынешних разговоров о возвращении транзитных тарифов на уровень 2003-2009 гг. ожидалось давно, поскольку они выглядят как лихорадочный поиск Москвы достойного ответа на вопросы в сфере самых щепетильных проблем российской газовой монополии. Они сформированы ожиданием ЕС увеличения в 2014-2015 гг. Турцией транзита в ЕС природного газа каспийского, иранского и иракского происхождения. Его текущая себестоимость и отпускные экспортные цены ниже российского уровня минимум на 25-30%. Выровнять этот дисбаланс очень сложно. Для этого нужно нанести весьма ощутимый ущерб транзитным государствам, которые расположены на маршрутах экспорта газа российского направления.
Но сейчас становится ясно, что выдержать грядущий конкурентный удар “Газпром” надеется за счет Украины. Так же это происходило в 1990-2000 гг.: тогда за счет самого низкого в Европе украинского тарифа прокачки газа российской монополии удалось затормозить развитие и сдержать конкуренцию со стороны новых трубопроводных поставщиков газа в ЕС из государств Северной Африки. В тот период европейские государства и корпорации ввели в строй пять новых однониточных газопроводов, которые начали снижать долю российских поставок на континенте, что им сделать и удалось, но продолжить этот процесс не получилось. Строительство новых ниток из Северной Африки и выход большинства из вышеуказанных газопроводных проектов на вторую и завершающую стадии реализации были приостановлены, так как из-за низкой ставки транзита российский газ для некоторых стран ЕС оказывался дешевле североафриканского.
Трепетная память о радужных победах тех времен до сих пор не дает покоя “Газпрому” и грозит повториться спустя десятилетия лишь с одним изменением. На этот раз российская монополия надеется успешно противостоять натиску конкурентов не из Северной Африки, а уже из Ирана, Ирака и Азербайджана.
Наряду с ностальгической стратегией, исходящей из опыта торможения экспортеров газа Северной Африки, нынешняя политика “Газпрома” в значительной мере опирается на сугубо внутриукраинские факторы. В нынешнем варианте снижение транзитных тарифов Киевом во многом стало результатом демонизации российского газопроводного проекта “Южный поток”, запуск которого запланирован на 2015 г. Его демонизация происходила на основе безосновательных во многом утверждений, что увеличение объемов газа, поступающего в государства к югу от Украины, не принесет ничего полезного украинскому газовому рынку, а только нанесет колоссальный ущерб украинским транзитным доходам. Но в действительности, в отличие от аналогичного “Северного потока”, собственниками 50% акций этой магистрали являются не аффилированные с группой “Газпром” немецкие компании, а в достаточной мере независимые от него корпорации, в том числе EDF и ENI.
Согласно Третьему энергопакету ЕС квота этих акционеров на использование “Южного потока” должна будет реализовываться в форме аукционов по продаже крупных объемов газа, которые могут превышать 15 млрд. куб. м в год. Аукционы запланировано проводить в болгарском порту Варна – на незначительном расстоянии от южных границ Украины.
В то же время больше половины мощностей газопроводов, идущих с Украины в этом направлении, ежегодно простаивают. Их с рынка Южной Европы еще в прошлом десятилетии вытеснил газопровод “Голубой поток”. А значит, закупка газа для Украины в Болгарии еще несколько недель назад выглядела вполне реальной перспективой. Другое дело, что “Газпром” такое положение не устраивало: мало того что согласно европейским законам компании, которые владеют акциями газопроводов и квотами на продажу их мощностей (в том числе и российская монополия), не имеют права заниматься торговлей газом, так еще и конкурировать пришлось бы с “азиатским” газом, цена которого на границе с Турцией стремительно снижается к $240-270/тыс. куб. м. Зато теперь НАК “Нафтогаз Украины” не будет иметь никакой возможности принимать участие в аукционах по продаже газа из “Южного потока”. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира)