Китай ведет переговоры о строительстве в Украине нового нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Как заявил 15 января глава Минэнерго Эдуард Ставицкий, предприятие может быть построено в Херсонской или Одесской области. НПЗ будет ориентирован на экспорт нефтепродуктов и будет перерабатывать сырье, добываемое на украинском шельфе. Впрочем, для того чтобы проект стал успешным, целесообразней было бы загрузить его российской нефтью, а ориентировать на внутренний рынок только при условии изменения налоговой политики внутри страны, отмечают эксперты.
Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий сообщил, что Кабинет министров ведет переговоры о строительстве нефтеперерабатывающего завода с китайскими инвесторами. “Сейчас рассматривают две площадки – в Херсонской области на базе НПЗ, у которого уже есть собственник и с которым мы ведем переговоры, и в Одесской области на новой площадке”, – сказал глава ведомства. По словам министра, ожидаемый размер инвестиций составит $1,5-2 млрд. Название инвестора он не уточнил. В крупнейшей китайской нефтяной компании PetroChina 15 января на запрос “Ъ” не ответили.
Источник “Ъ” в группе “Континиум” (владеет Херсонским НПЗ) 15 января заявил, что компания ни с кем не ведет переговоры о покупке завода. “Более того, мы намерены развивать его самостоятельно”, – сказал собеседник “Ъ”. Ранее генеральный директор автозаправочной сети WOG, входящей в состав “Континиума”, Сергей Корецкий заявлял, что группа рассчитывает реконструировать и запустить Херсонский НПЗ в течение 2,5-3,5 лет, вложив $1,1-1,2 млрд.
Как рассказал 15 января “Ъ” источник в Минэнерго, новый завод будет построен в непосредственной близости от терминалов по экспорту нефтепродуктов. “В прошлом году мы подписали несколько соглашений по освоению шельфа Черного моря. В частности, добычу нефти и газа там планируют Exxon/Mobil, Eni, EDF и другие компании. Эта нефть появится уже через три-четыре года, и, переработав ее на новом предприятии, полученные нефтепродукты можно будет экспортировать в страны Черноморского бассейна и на средиземноморский рынок”, – заявил собеседник “Ъ”.
Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук отмечает, что на черноморском и средиземноморском рынках нефтепродуктов сегодня существует профицит бензина и дизтоплива. “У Болгарии и Румынии довольно мощная нефтепереработка. Заводы этих стран могут предложить продукцию, соответствующую европейским стандартам, по низким ценам”, – говорит Корольчук. По его мнению, намного интереснее было бы продавать эти продукты на украинском рынке, но при условии, что правительство сможет защитить его от демпинга со стороны Белоруссии и России.
Строительство еще одного НПЗ в Украине сейчас не выглядит целесообразным. Согласно оперативным данным объединения “Укрнефтехимпереработка”, по итогам 2013 г. украинские НПЗ переработали всего 3,5 млн. т нефти. При этом мощности отечественных заводов составляют около 40 млн. т. Всего же, для того чтобы полностью удовлетворить спрос на украинском рынке, необходимо порядка 16 млн. т. Низкий объем переработки объясняется незащищенностью внутреннего рынка от поставок более дешевого белорусского и российского топлива, производимого из недорогой нефти РФ.
Эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко считает, что для начала добычи шельфовой нефти необходимо как минимум пять лет, тогда как завод может быть построен за два-три года. “Поэтому гораздо разумней было бы изначально строить его для приема российской трубопроводной нефти. Однако для этого необходимо договориться с поставщиками в России и достроить соединительные нефтепроводы с магистральными. Последнее потребует дополнительных инвестиций в $250-300 млн.”, – говорит Сиренко. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)