Отказ от реформирования рынка электроэнергии ведет отрасль к краху, считает заместитель директора Центра исследований энергетики EIRCenter Вадим Гламаздин, пишет Интерфакс-Украина.
“Без реформирования существующего рынка электроэнергии, одним из факторов которого обязательно станет пересмотр и гармонизация тарифов, электроэнергетическая отрасль Украины может просто пропасть. И случиться это может уже в этом году. А правительство сейчас своими заявлениями и откровенным желанием не просто затянуть, но и остановить реформы, похоже, пытается содействовать процессу”, – цитирует его пресс-служба EIRCenter.
Подобного мнения придерживается и председатель подкомитета по вопросам электроэнергетики комитета Рады по ТЭК Андрей Павелко. “Премьер-министр Азаров пытается убить реформу энергетики… Через искаженную, постсоветскую, нежизнеспособную систему тарифов и работы энергорынка в целом мы теряем отрасль, потенциально способную стать настоящим паровозом нашей экономики”, – цитирует его пресс-служба.
В. Гламаздин и А. Павелко считают необоснованными высказанные премьером тезисы о энергорынке и его реформировании на заседании правительства 15 января.
“Относительно “перепроизводства электроэнергии”. Азаров, видимо, не знает, что сегодня в Украине нет ни одного теплового энергоблока, который бы полностью не исчерпал свой ресурс. Возможно, ему не докладывают, что уже были случаи, когда мы были вынуждены импортировать электроэнергию из России, как, например, зимой 2012 г. во время аварии на магистрали Запорожской АЭС. И что в случае еще одной аварии, по масштабам схожей с аварией в ТЭС в Углегорске, Украина вынуждена будет системно решать вопросы импорта электроэнергии”, – сказал А. Павелко.
В свою очередь В. Гламаздин подчеркнул, что тезис премьера о дешевизне украинской электроэнергии для промпотребителей не соответствует действительности.
“Внутренние украинские цены на электроэнергию для промышленных потребителей уже давно превышают среднеевропейские и все ближе подходят к наиболее дорогим европейским рынкам (Германия, Скандинавия). Таким образом, никаких преимуществ для промышленности, которые могут рассматриваться как “одно из главных индустриальных преимуществ Украины”, сейчас просто не существует. Это даже не передергивание, это откровенная ложь”, – отмечает директор EIRCenter.
В. Гламаздин и А. Павелко считают, что вступивший в действие с 1 января закон о либерализации энергорынка, а также планируемый переход на стимулирующую систему тарифообразования, открывали окно к возрождению отрасли.
“Правительство во главе с Азаровым всеми силами торпедирует эту реформу: объявлен мораторий на введение новой системы тарифов и откровенно блокируется процесс имплементации закона (о либерализации рынка)… Судя по всему, правительство в его нынешнем состоянии просто не понимает, что или произойдут реформы и электроэнергетика получит шанс на возрождение, или сначала в стране исчезнет электричество, а затем и правительство”, – резюмирует А. Павелко.
15 января премьер-министр Украины Н. Азаров заявил, что изменение правил функционирования рынка электроэнергии Украины может привести к росту цен на электроэнергию на внутреннем рынке для всех типов потребителей с опережающей динамикой роста цен для населения. Он отметил недопустимость этого, поскольку “перепроизводство электроэнергии и относительно невысокая цена на нее сегодня – одно из главных индустриальных преимуществ Украины”.
Верховная Рада 24 октября 2013 г. приняла закон о либерализации энергорынка, поддержанный секретариатом Энергетического сообщества, который вступил в силу с 1 января 2014 г. Президент Виктор Янукович одновременно с подписанием этого документа поручил премьеру в месячный срок после вступления закона в силу создать Координационный центр по обеспечению внедрения новой модели рынка.
В настоящее время в Украине действует энергорынок единого покупателя, тогда как новый закон предусматривает внедрение модели работы по прямым договорам, рынок контрактов “на сутки вперед” и балансирующий рынок, который даст возможность регулировать дисбаланс, возникающий при производстве электроэнергии. Также предполагается создание рынка дополнительных услуг по закупке маневренных мощностей.
Наиболее спорным в законопроекте является вопрос создания фонда урегулирования стоимостного дисбаланса и его наполнение исключительно за счет средств атомных и гидроэлектростанций. (Укррудпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)