Продукцию социальных предпринимателей пустили на АЗС «Лукойла». Инициаторы проекта рассчитывают привить автомобилистам моду на социальные покупки.
Яркие торговые стойки под вывеской «Больше, чем покупка» появились на этой неделе на двух АЗС «Лукойла» на Новорижском и Рублево-Успенском шоссе. Теперь здесь можно купить товары, произведенные социальными предпринимателями, а также можно купить чехол для удилищ Киев. Фермерские молочные продукты «Экокластер», войлочные игрушки творческой мастерской «Веселый войлок», сделанные руками многодетных мам из Рыбинска, валенки от мастерской Черниковых и сувениры «Помогать легко!» и «Наивно? Очень» (их производство дает возможность бесплатного лечения и творческой реализации больным детям, а также подработку их семьям).
Инициатор проекта «Больше, чем покупка» — фонд поддержки и развития социального предпринимательства «Наше будущее» считает, что новый канал сбыта не только поможет предпринимателям с реализацией, но и научит рыночным реалиям. «Мы вместе с предпринимателями выбрали прежде всего ту продукцию, которая может пользоваться спросом на АЗС, — рассказывает директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. — Это сувениры. Из фермерских продуктов — пока только молочная продукция. Но ассортимент будет обновляться в зависимости от сезона и спроса. Самым ходовым товаром в первые же дни стали валенки от мастерской Черниковых».
Пустить социальных предпринимателей на льготных условиях в торговый зал АЗС «Лукойла» президент нефтяной компании Вагит Алекперов пообещал в июне. Он вообще одним из первых в России стал поддерживать социальное предпринимательство, создав семь лет назад фонд «Наше будущее», и все это время активно следит за темой и не раз слышал о трудностях с выходом в торговые сети.
Большинство товаров и услуг социальных предпринимателей реализуется путем прямых продаж от производителя к потребителю, поясняет Зверева. Социальный предприниматель — чаще всего субъект малого бизнеса, которому важно сохранить маржу, минуя посредников и направляя средства на дальнейшее развитие. Себестоимость таких товаров высока, поэтому вход в торговые сети из-за высокой наценки, достигающей порой 400%, сильно осложнен. «Лукойл» выкупает продукцию и реализует ее с 10%-ной наценкой, при этом не взимает с предпринимателей арендную плату.
«Поиск новых решений, связанных со сбытом продукции, для любого малого предпринимателя, уж тем более социальной направленности, — тема номер один», — признает Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития.
Зверева считает, что судить об успешности пилотного проекта можно будет через полгода. И тогда уже принимать решение об увеличении количества бизнесов, участвующих в проекте. В «Лукойле» первые итоги рассчитывают подвести уже через три месяца, сказал «Ведомостям» представитель компании Дмитрий Долгов. Если проект окажется коммерчески успешным, то к нему присоединятся и другие АЗС. На выкуп продукции социальных предпринимателей «Лукойл» потратит несколько сотен тысяч рублей. Точную сумму Долгов назвать отказался. Сейчас продукция выставлена на самых дорогих местах в торговых залах.
«Самая большая выгода в этом проекте — у покупателя, который получает возможность “легкой” благотворительности», — считает Зверева. Но при этом он не просто участвует в сборе средств для каких-то целей, а приобретает востребованные товары. Зверева рассчитывает, что со временем им удастся создать моду на «Больше, чем покупка» и люди будут делать осознанный выбор в пользу продукции компании, которая решает социальные проблемы, как это сегодня принято в Европе. (vedomosti.ru/ Энергетика Украины, СНГ, мира)