Агентство Standard&Poors на этой неделе понизило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Украины в иностранной валюте с “B-/B” до “CCC+/С”. Международное рейтинговое агентство также ухудшило прогноз по ним со “стабильного” до “негативного”.
Примечательно, что решение это было принято еще до отставки правительства Николая Азарова. После этого политические риски, исходя из которых и был понижен рейтинг страны, заметно возросли. Поэтому уже в ближайшее время можно ожидать очередного пересмотра украинских рейтингов. Как отмечается в сообщении S&P, если “политические беспорядки приведут к дальнейшему снижению административных ресурсов правительства по обслуживанию долга или если ожидаемая финансовая поддержка из России не поступит и не будут найдены альтернативные источники финансирования”, то рейтинги будут понижены.
Пока что ни один аналитик не готов назвать имя будущего премьер-министра Украины, утвердит ли его Верховная Рада и сколько он сможет продержаться на своем посту. Также как никто не готов с уверенностью ответить на вопрос, сможет ли Виктор Янукович удержаться в кресле президента до конца срока или хотя бы до конца зимы.
Особое внимание мирового сообщества в целом, а России и стран Восточной Европы в особенности приковано к энергетическим объектам Украины. Политические беспорядки в стране, обладающей атомной энергией, всегда нервируют соседние государства. Возможные аварии на ГЭС также могут иметь весьма серьезные последствия для экономики и экологии.
Пока что реальные угрозы дальше “телефонного терроризма” не идут. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий (теперь уже и. о. министра) заверил, что “ситуация под контролем, и все объекты работают в штатном режиме и обеспечены надежной охраной”.
“Я ни в коем случае не допущу сбоев в энергосистеме нашей страны, которые могут привести к непоправимым последствиям как в Украине, так и в странах Европы”, – дал личные гарантии Ставицкий. Один вопрос – останется ли он в новом правительстве, а если нет – будет ли его сменщик столь же уверен в своих силах.
Помимо физической безопасности украинских энергообъектов, Россию волнует выполнение Украиной своих обязательств по оплате потребленного газа и по его транзиту в Европу. Конечно, строительство “Северного Потока” сократило зависимость “Газпрома” от доброй воли украинских партнеров. Но если с украинской газотранспортной системой что-то случится, то компенсировать потери Европе будет нечем.
Также российскую сторону волнует то, что Украина продолжает накапливать долги за потребленный газ, несмотря на заметное снижение цены. “Даже по пониженным ценам они нам говорят, что они неспособны платить. Это существенным образом меняет ситуацию и должно быть принято во внимание при выстраивании отношений с новым правительством”, – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе совещания у президента Владимира Путина в Ново-Огарево. Медведев также напомнил, что Медведев напомнил, что на конец прошлого года долг Украины за газ достиг $2,7 млрд.
В ситуации полной политической нестабильности эксперты опасаются делать однозначные и долгоиграющие прогнозы относительно развития российско-украинских энергетических взаимоотношений.
Бывший пресс-секретарь “Нафтогаза Украины”, а ныне независимый украинский эксперт Валентин Землянский предлагает сперва дождаться объявления персоналий нового правительства, а потом уже заниматься прогнозированием. Он уверен, что “в зависимости от состава нового правительства и будут далее развиваться отношения с Россией и в вопросе газовой сферы, и в вопросе предоставления Украине кредита. Если, например, Украина вернется к тому, что в марте будет подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, вряд ли такой вариант устроит Россию.” В этом случае, полагает Землянский, вполне возможно возвращение к “тимошенковским” контрактам, которые действовали до договоренностей 17 декабря.
“Если же будет желание найти компромисс… все будет развиваться достаточно позитивно”, – сказал аналитик Центру энергетической экспертизы, еще раз отметив, что “без намеков на состав нового правительства Украины, прогнозировать ситуацию достаточно сложно”.
Руководитель центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков, напротив, считает, что отставка Николая Азарова всерьез не повлияет на энергетическую политику Украины. “Будет новый кабмин состоять только из “регионалов” или станет коалиционным (к чему, по словам Олега Тягнибока, подталкивали стороны конфликта западные посредники), новое правительство все равно будет чувствовать себя слишком неуверенно, чтобы решиться на резкие маневры, в том числе в сфере энергетики”, – заметил Нейжмаков.
К тому же, по мнению аналитика, “цены на газ, установленные московскими соглашениями, в любом случае вполне выгодны для Киева. Недаром даже лидеры украинской оппозиции критиковали не цены, а возможные сопутствующие условия такой сделки”, – напоминает он.
“Для Москвы смена украинского правительства, естественно, не может быть поводом для пересмотра газовых соглашений”, – говорит Нейжмаков.
Не вполне разделяет оптимизм коллег Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. Он не исключает возможностей того, что новое правительство может начать саботировать достигнутые в Москве договоренности. И в этом случае “Газпром” вполне может прибегнуть к праву ежеквартального пересмотра цены на газ.
“Дисконт на топливо РФ юридически вправе отменить, – сказал Пасечник Центру энергетической экспертизы. – А при самых недружественных сценариях РФ может и вовсе прекратить выплачивать “транши поддержки”, требовать возврата кредита и т. д.”
Как бы ни развивалась ситуация, “дод истории доказывает, что строящийся обходной проект доставки газа в ЕС – “Южный поток” – отнюдь не лишний и избыточный, как заявляли некоторые эксперты, ссылаясь на его дороговизну и скромные темпы роста газопотребления в Старом Свете. Теперь же логично заключить, что политкризис на Украине высоко актуализировал стратегический статус российской газомагистрали “Южный поток””, – резюмирует главный аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
С Пасечником сложно не согласиться в том, что Украина со своей политической нестабильность в который раз показала себя не самым надежным экономическим партнером. Проблема в том, что прекратить отношения с этим партнером нельзя. Наши энергосистемы настолько связаны, что даже если вдруг Украина завтра станет полноправным членом ЕС (а это фантастика), прекратить сотрудничество с ней в газовой, электроэнергетической, атомной и других сферах будет невозможно, да и не нужно, потому что не выгодно.
Любое украинское правительство будет вынуждено договариваться с Россией, так же как любой российский лидер будет вынужден искать пути взаимодействия с Украиной. Это – объективная реальность, изменить которую не могут никакие политические кризисы и даже революции. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины, СНГ, мира)