Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Южная Корея готова импортировать российский газ

Южная Корея готова импортировать российский газ. Как сообщил 19 февраля глава Минэнерго Александр Новак, страны обсуждают возможности поставок трубопроводного газа через Китай. Это не первая попытка стран организовать топливные поставки – транзит через Китай обсуждался еще десять лет назад, а три-четыре года назад даже были попытки наладить экспорт через Северную Корею. Эксперты предполагают непростые трехсторонние переговоры.

Россия и Южная Корея рассматривают возможности поставок в республику российского трубного газа через территорию Китая. Об этом заявил в интервью министр энергетики РФ Александр Новак. Как сообщил министр, для России приоритетными являются поставки сжиженного природного газа (СПГ), поскольку у нас на Дальнем Востоке строится ряд заводов по производству СПГ, в то время как Республика Корея предложила обсудить варианты поставки трубопроводного газа. По словам Новака, корейские специалисты оценили трубопроводный газ на 30% дешевле сжиженного.

Идея поставок газа в Южную Корею занимает “Газпром” не первый год. В феврале 2012 г. компания Алексея Миллера и корейская энергокомпания Kogas объявили о сближении позиций по условиям контракта на поставку российского газа в Республику Корея. Тогда в Сеул прибыла делегация “Газпрома” во главе с зампредседателя правления концерна Александра Медведева. Кроме того, было принято решение об интенсификации переговоров. Правда, успеха этих переговоров пока не видно.

Между тем цена российского газа устраивает далеко не всех дальневосточных партнеров “Газпрома”. Так, уже около 10 лет длятся переговоры о газовых поставках в Китай. За это время страны неоднократно вплотную подходили к подписанию контракта, в последний раз слухи о заключении сделки звучали в январе этого года, однако исторического подписания пока так и не случилось. Между тем речь идет о значительном объеме – 38 млрд. куб. м в год. Правда, некоторые эксперты утверждают, что сегодня цена на газ является не единственным спорным пунктом – каждая страна пытается выторговать себе дополнительные преимущества. Так, Китай хочет не просто импортировать топливо, а участвовать в его добыче, а Россия готова предоставить это право лишь в обмен на привилегированное положение на китайсом рынке.

В случае с Южной Кореей масштабы поставок обсуждаются куда более скромные – около 10 тыс. куб. м в год. В 2003 г. Россия уже пыталась осуществить подобный проект. Тогда планировалось построить газопровод до китайского города Далянь, а после отвести одну ветку в Пекин, а вторую – по дну Желтого моря в Южную Корею, однако из этого ничего не вышло.

Как рассказал министр энергетики РФ, рассматривалось два варианта поставок – либо труба пойдет напрямую в Республику Корея со стороны Владивостока по дну океана, либо через территорию Китая по дну Желтого моря. Специалисты “Газпрома” оценили первый вариант как нерентабельный – объемы поставок не оправдывают рисков и затрат, связанных с большой глубиной и сложным рельефом. Так что следующие переговоры с Китаем могут коснуться и предоставления транзита в Южную Корею.

Пока “Газпром” обсуждает возможности одного суперпроекта на Дальнем Востоке, другое, западное, детище Алексея Миллера может оказаться под угрозой. Такое мнение высказал директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Эксперт считает, что строительство “Южного потока” может быть заморожено, так как на стороне Евросоюза (ЕС), требующего подчинить проект европейским нормам, вот-вот окажется и дружественная нам Сербия.

Внеочередные парламентские выборы в этой стране с большой долей вероятности приведут к власти прозападно настроенную Сербскую прогрессивную партию, говорит Правосудов. “Прогрессисты ставят своей главной целью вхождение Сербии в ЕС. Они активно продвигают изменения в сербском законодательстве, чтобы привести его в соответствие с нормами Евросоюза. В частности, они предлагают реализовать в Сербии знаменитый Третий энергопакет, который предусматривает разделение газовых компаний на сбытовые и газотранспортные. “Прогрессисты” настаивают на разделении “Сербиягаза”, который занимается и транспортировкой, и сбытом голубого топлива. Именно эта компания является партнером “Газпрома” по совместному предприятию South Stream Serbia, которое в конце минувшего года начало в стране строительство газопровода. Если начнется разделение “Сербиягаза”, то строительство “Южного потока” остановится. И когда оно начнется вновь, неизвестно” – опасается Правосудов.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев настроен более оптимистично. “Кто бы ни пришел к власти в Сербии, она все равно будет нуждаться в доходах. Инвестиции для такой маленькой страны – это манна небесная и решение многих проблем. Обещать можно все что угодно, но рассчитывать, что правящая партия откажется от денег, мне кажется наивным”, – рассуждает Танкаев. Строительство же трубопровода в Южную Корею, по словам эксперта, чревато для нас существенными рисками. “Южная Корея не доверяет Китаю и предпочитает не иметь с ним дела. То, что она предлагает транзит через Китай, означает, что других вариантов просто не осталось. Республика Корея сейчас импортирует СПГ и стремится к диверсификации поставок. Нам с финансовой точки зрения этот проект может быть выгоден, но с точки зрения политических рисков предприятию Алексея Миллера в их соседские дрязги лезть не стоило бы. Ведь у нас перед глазами негативные примеры – от Украины до турецкого “Голубого потока”, – говорит Танкаев.

Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров полагает, что этот проект не продвинется дальше стадии обсуждения. По его словам, в обозримой перспективе предлагаемые Россией 10 млрд. куб. м будут востребованы и в Китае. А Республика Корея обречена жить на СПГ, тем более что цена на него, возможно, снизится. Отсутствие в Южной Корее газотранспортной системы также является аргументом против газового соглашения, говорит Нестеров, ведь всю инфраструктуру придется строить с нуля. (Независимая газета/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version