Комитет государственного контроля Беларуси предлагает наделить Министерство жилищно-коммунального хозяйства функциями заказчика региональных программ по энергосбережению наравне с облисполкомами. Такое предложение было озвучено 21 февраля на заседании рабочей группы по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
На заседании рассматривался вопрос о повышении эффективности использования ТЭР и иных ресурсов в ЖКХ. “Это очень важный, сложный и крайне нужный для населения и экономики вопрос, который должен быть рассмотрен со всех точек зрения, – отметил председатель Комитета государственного контроля, руководитель группы Александр Якобсон. – Мы стремимся к тому, чтобы убрать излишние затраты. Поэтому необходимо определить приоритеты, проанализировать, где и из-за чего происходят неоправданные потери”.
В структуре оплаты за ЖКУ удельный вес затрат на теплообеспечение довольно весомый – порядка 30%. Именно поэтому обсуждение было сконцентрировано преимущественно на этой проблеме. “В большой энергетике потери в теплосетях составляют 8-9%, в системе ЖКХ – ниже 20% (в Минске – 9%), но в некоторых регионах они доходят до 30%. Почему такие разные показатели в стране, где игра ведется вроде бы по одним правилам?” – задал резонный вопрос руководитель контрольного ведомства.
Проверки Комитета государственного контроля показывают, что наибольшее число случаев неэффективного использования средств, направляемых на энергосбережение, выявляется в организациях жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются просчеты при разработке программ и планировании энергосберегающих проектов, срывы сроков строительства и невыход оборудования на заявленные параметры, управленческие просчеты и упущения.
Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства КГК Виктор Кудин привел несколько показательных примеров. В КУП “Сенненское ЖКХ” из-за конструктивных недоработок два котла на местных видах топлива эксплуатировались только на 62% проектной мощности. В УЖКХ Гродненского облисполкома не обеспечивали проектную мощность 9 новых котлов на местных видах топлива. На котельной РУП “Логойский комхоз” при имеющейся у потребителей нагрузке в объеме 15 Гкал/ч было установлено и эксплуатировалось котельное оборудование мощностью 50 Гкал/ч. На УП “Коханово-ЖКХ” в 2012 г. сверхнормативный расход дров по причине высокой влажности составил 2,8 тыс. куб. м, что увеличило затраты данной организации на Br534 млн. В КУП “Копыльское ЖКХ” из-за несоблюдения нормативных сроков стоимость строительства котельной на местных видах топлива увеличилась на Br1,4 млрд.
В результате на местах по ряду проектов энергосберегающий эффект (экономия топлива) не получен, а вложенные в данные объекты средства использованы крайне неэффективно, подчеркнул Виктор Кудин. В то же время организации ЖКХ отчитываются о выполнении и перевыполнении запланированных мероприятий и получении заявленной экономии топлива. Однако на практике снижения стоимости оказываемых услуг не происходит.
Одна из главных причин создавшейся ситуации состоит в том, что мероприятия, которые практически сразу дают ощутимый энергосберегающий эффект и сокращают себестоимость услуг, в установленные сроки не реализуются и затягиваются на годы.
По словам Виктора Кудина, темпы замены старых изношенных сетей в организациях ЖКХ крайне низкие, а в программах энергосбережения средств на эти цели планируется крайне недостаточно.
“В то же время, как показывает анализ действующих нормативных правовых актов, Министерство жилищно-коммунального хозяйства находится в стороне от вопросов эффективного использования энергоресурсов, – продолжил представитель КГК.- Правительство не доводит до Минжилкомхоза показатель по энергосбережению. Следовательно, министерство не несет ответственности за его выполнение. Для этого ведомства также не устанавливается задание по доле использования местных топливно-энергетических ресурсов и экономии светлых нефтепродуктов. В отличие от других министерств и ведомств Минжилкомхоз не разрабатывает отраслевую программу энергосбережения в разрезе организаций на местах и не защищает (или не согласовывает) ее в Департаменте по энергоэффективности Госстандарта. Ответственность за результаты в области энергосбережения в основном несут должностные лица облисполкомов и Мингорисполкома”.
Комитет госконтроля считает, что, несмотря на двойную подчиненность организаций ЖКХ (облисполкомам и Минжилкомхозу) Министерство жилищно-коммунального хозяйства должно непосредственно заниматься энергосбережением на местах и вместе с облисполкомами нести солидарную ответственность за полученный результат.
Александр Якобсон считает неправильным, что “Министерство жилищно-коммунального хозяйства выпало из обоймы отвечающих за энергосбережение, не стало регулятором этой работы, непонятна и позиция Госстандарта”.
В ЖКХ насчитывается 3583 энергоисточника суммарной мощностью 14437,7 МВт, из них на газообразном топливе – 956, на твердом – 2615, на жидком – 11. Как отметил заместитель председателя Государственного комитета по стандартизации – директор Департамента по энергоэффективности Сергей Семашко, большинство энергоисточников находится в сельской местности, имеет значительный физический износ. Мощность установленного оборудования, как правило, превышает величину тепловой нагрузки. Не все котельные до настоящего времени оснащены системами химводоочистки, что приводит к высоким удельным нормам расхода топлива.
“Сегодня нужно четко и ясно определиться по каждой котельной, буквально по каждому котлу в жилищно-коммунальном хозяйстве, что с ним делать: или модернизировать, или переводить на газ, если котел на местных видах топлива, или же устанавливать современный котел на МВТ, или же ставить электрокотельную”, – сказал Сергей Семашко. Он предложил разработать комплекс мер по повышению эффективности энергоисточников ЖКХ.
По его мнению, целесообразно наращивать комбинированное производство тепловой и электрической энергии. Что касается использования выработанной электроэнергии, то его необходимо решить в кратчайшие сроки, подчеркнул директор Департамента по энергоэффективности.
Он считает, что нельзя разрешать строительство энергоисточников, которые допускают расход топлива на отпуск тепловой энергии более 160 кг условного топлива на 1 Гкал. Нужно установить жесткий контроль за оптимизацией работы теплоисточников, систем теплоснабжения, а также разработать комплекс мер по сокращению затрат на резервное топливо на котельных (на мазутное хозяйство).
В соответствии с распоряжением Президента создана рабочая группа по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве, которую возглавил председатель КГК. В состав рабочей группы включены представители Генеральной прокуратуры, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Госстандарта, Минэнерго, Минфина, МВД, а также специализированных организаций в сфере ЖКХ.
Рабочая группа должна выработать и реализовать конкретные предложения по решению проблемных вопросов и дальнейшему развитию жилищно-коммунального хозяйства, в том числе посредством подготовки необходимых проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование структуры управления, системы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве, упорядочение формирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг, повышение качества предоставляемых услуг, работы с населением по месту жительства, эффективности деятельности ЖКХ. (БЕЛТА/Энергетика Украины, СНГ, мира)