Государственные НПЗ Индии все без исключения показали убытки за первые 9 месяцев 2013/2014 финансового года (апрель-декабрь 2013 г.). Ожидается, что они получат прибыль по итогам года, так как правительство полностью компенсирует им потери.
Крупнейшая в Индии нефтеперерабатывающая компания Indian Oil Corp. (IOC) показала чистый убыток в 23,7 млрд. рупий ($382 млн.) за апрель-декабрь 2013 г., убыток компании Bharat Petroleum Corp. Ltd. составил 0,75 млрд. рупий, а убыток Hindustan Petroleum Corp. – 28,3 млрд. рупий.
Индийское правительство регулирует цены на дизельное топливо, керосин и сжиженный нефтяной газ и компенсирует переработчикам продажи по ценам ниже рыночных, выплачивая им субсидии. НПЗ также получают компенсации от государственных компаний Oil and Natural Gas Corp. и Oil India Ltd. в виде скидок на поставки сырья.
По официальным данным, суммарный размер убытков за 9 месяцев составил около 1 трлн. рупий ($16 млрд.).
Однако рейтинговое агентство Moody’s отмечает, что правительство почти исчерпало средства, выделенные на топливные субсидии в бюджете 2013/2014 гг., и компенсации ему придется брать из бюджета следующего финансового года. Поскольку на май назначены всеобщие выборы, бюджет Индии на 2014-2015 финансовый год будет сверстан лишь после формирования нового правительства.
Впрочем, аналитики уверены, что топливные субсидии будут возмещены в полном объеме в нынешнем финансовом году. По прогнозу Moody’s суммарный объем топливных субсидий в Индии останется неизменным и составит 1,4-1,5 трлн. рупий.
IOC в III квартале нынешнего финансового года столкнулась с падением продаж нефтепродуктов из-за снижения объемов в оптовом сегменте дизельного топлива.
Продажи компании сократились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 18,2 млн. т.
Глава совета директоров IOC П. С. Бутола связывает падение продаж с тем, что оптовые покупатели должны платить за дизтопливо по рыночной цене, а розничные – по субсидированной.
“У IOC большая доля в оптовом сегменте, но уход государственных автобусных корпораций на розничные АЗС привел к падению продаж дизельного топлива в нашей компании”, – отметил он.
У Bharat Petroleum продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке в III финансовом квартале, который завершился в декабре, выросли на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 8,77 млн. т.
Продажи нефтепродуктов Hindustan Petroleum выросли за квартал на 5% до 7,77 млн. т.
Индия в настоящее время пересматривает свою политику дерегулирования цен на ДТ для оптовых потребителей, которая проводится с января 2013 г. Потребители стали в результате пользоваться услугами розничного сектора, а оптовые продажи упали.
В январе прошлого года правительство разрешило компаниям ежемесячно повышать цены на ДТ на 0,5 рупий ($0,8) за литр в розничном секторе, но объявило о прекращении регулирования цен для оптовых потребителей.
В число оптовых потребителей, покупающих топливо на НПЗ, входят государственные автобусные корпорации, железнодорожная компания Indian Railways, а также предприятия малого и среднего бизнеса. (OilNews/Энергетика Украины, СНГ, мира)