“Русснефть” и новый нефтяной проект Михаила Гуцериева “Нефтиса”, выделившийся из “Русснефти”, могут начать процедуру обратного слияния. За время раздельной работы в 2013 г. “Русснефть” погасила долг, который мешал ее развитию, а господин Гуцериев смог консолидировать компанию, выкупив акции у АФК “Система” и Сбербанка.
ФАС 24 февраля сообщила о том, что одобрила ходатайство компании Sonburg Finance Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, о приобретении НК “Нефтиса”. По состоянию на вчерашний день собственником 100% “Нефтисы”, согласно базе “СПАРК-Интерфакс”, является кипрская Dolmer Enterprises Ltd, подконтрольная, по неофициальной информации, Михаилу Гуцериеву. Представитель “Русснефти” господина Гуцериева от комментариев отказался.
Но источники “Ъ”, близкие к “Русснефти”, говорят, что смена собственника “Нефтисы” может быть связана с возможным слиянием двух компаний. В 2013 г. господин Гуцериев консолидировал “Русснефть”, выкупив доли в компании у АФК “Система” (владела 49% акций) и Сбербанка (2%). Тогда же руководство компании сообщило о полном списании долга банку (тогда составлял свыше $3 млрд). Но в начале 2014 г. стало известно о том, что Сбербанку продано 10% акций “Нефтисы”. Тогда же компания сообщила, что Михаил Гуцериев возглавил ее совет директоров. Источники “Ъ”, близкие к “Русснефти”, поясняли, что схема с разделением активов связана с высоким уровнем долговой нагрузки компании, а “Нефтиса” могла привлекать заимствования для приобретения новых активов.
На “Нефтису” за последние полгода был переведен ряд крупных активов “Русснефти”. Осенью 2013 г. она получила “Белкамнефть” и ООО “Западно-Малобалыкское”. Также известно об интересе “Нефтисы” к “Диньельнефти” (шесть месторождений с запасами 6,3 млн. т и годовой добычей около 100 тыс. т) и к “Чедтый нефти” с лицензией на разработку Чедтыйского месторождения с извлекаемыми запасами по С1 2,2 млн. т. Структуры Михаила Гуцериева также пытались получить контроль над британской Exillon Energy. Но масштабы “Нефтисы” пока несравнимы с “Русснефтью”: ее добыча в 2013 г. составила около 4 млн. т нефти, тогда как у “Русснефти” – около 13 млн. т.
Консолидация является очевидным вариантом развития обеих компаний, считает Карен Дашьян из Advance Capital. По мнению эксперта, слияние стало возможным после того, как господин Гуцериев выкупил доли своих бывших партнеров по “Русснефти” и минимизировал ее долг. По его мнению, “сейчас нефтекомпании работают в интересах одного акционера, и ими управляет фактически одна менеджерская команда, поэтому объединение заметно упростит управление”. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)