Украина в значительной степени зависит от поставок газа из России, поэтому вопрос энергонезависимости для властей стоит достаточно остро. Решение проблемы в Европе и в Украине видят в реверсных поставках газа, хотя для таких активных поставок придется менять действующие соглашения и реорганизовывать газотранспортную систему страны.
В 2012 г. Украина уже покупала энергоносители в Европе, в частности газ шел через территорию Польши по соглашению с немецким газовым трейдером RWE. Кроме этого, в прошлом году газ поступал также через Венгрию. По итогам 2013 г. объем поставок составил 2 млрд. куб. м.
Теоретически возможность для усиления поставок есть. Ведутся активные переговоры со Словакией, газ может поставляться через газораспределительную станцию Вельке Капушаны.
Вопрос о необходимости замещения поставок из России связан исключительно с ценой. В начале года правительство отказалось от идеи диверсификации, когда “Газпром” предоставил скидку на газ. В I квартале стоимость газа для Украины составила $268,5/тыс. куб. м, тогда как средняя цена в 2013 г. составляла $415. По состоянию на декабрь прошлого года стоимость газа для Германии, Венгрии и Австрии составляла $397,3/тыс. куб. м.
Разница в цене не такая большая, и уж точно меньше $100, о которой некоторые украинские СМИ писали в прошлом году.
Некоторые эксперты ранее оценивали возможный объем поставок на уровне 30 млрд. куб. м в год. Эта цифра кажется фантастической, особенно с учетом прогнозного баланса газа на 2014 г., который был опубликован в начале текущего года. Ожидается, что объем потребления составит 68,36 млрд. куб. м, на долю “Газпрома” придется 33 млрд. куб. м, доля других экспортеров – 6,27 млрд. куб. м.
Но реальная ситуация для реэкспорта газа складывается не очень позитивно. Есть ряд технических и договорных ограничений, который может не позволить быстро изменить баланс поставок.
Во-первых, “Газпром” резервирует и оплачивает большую долю транзитной мощности системы Словакии (около 85%), а оператор Eustream ранее не планировал пересматривать транзитный контракт. При этом обычно, как в случае с RWE, в контракте указывается точка сдачи, и эти точки не располагаются в Украине.
Во-вторых, по нормам Третьего энергопакета отменить точку сдачи газа нельзя, то есть своповые операции, когда происходит “виртуальное” замещение газа, могут оказаться под вопросом. С другой стороны, отдельные положения Третьего энергопакета говорят о возможности своповых операций, то есть с точки зрения законодательства отмена точки может быть нужна. Необходимо заключение Еврокомиссии по этому вопросу, а с учетом ее позиции, оно, скорее всего, будет не в пользу “Газпрома”.
Представители ЕК сообщили о готовности содействия в организации реверсивных поставок через территорию Болгарии, Румынии, Хорватии и Венгрии.
В прошлом году объем потребления газа в Европе составил 541 млрд. куб. м, импортировано было 253 млрд. куб. м. При этом поставки “Газпрома” в Европу (включая Турцию) в прошлом году достигли 161,1 млрд. куб. м., то есть доля “Газпрома” на европейском рынке газа выросла до 29,9%, а большая часть поставок все еще осуществляется через территорию Украины.
Если Украина полностью откажется от российского газа, на этот же объем вырастет потребление в самой Европе, так как реверсные поставки необходимо будет чем-то компенсировать и здесь логичнее использовать существующие мощности.
Таким образом, вся ситуация с разработкой планов по реверсным поставкам газа на Украину связана с политическими вопросами и необходимостью обеспечения энергобезопасности европейских стран.
С одной стороны, Украина, снижая импорт российского газа, постарается добиться скидок со стороны “Газпрома”. А Европа, увеличивая объемы импорта для своих нужд с учетом необходимости поставок на Украину, сможет получить более выгодные условия.
Существуют альтернативные маршруты поставок российского газа в Европу, которые сейчас развиваются, хотя они и могут замедлиться из-за возможных санкций.
Но если объем транзита через Украину упадет до 40-50 млрд. куб. м в год, то вся система уже будет нерентабельной. В прошлом году объем транзита составил 83,3 млрд. куб. м. Необходима модернизация газотранспортной системы Украины, объем программы 3 года назад оценивался в $5,3 млрд. Страны ЕС напрямую не могут участвовать в этом, поэтому вопрос будет решаться совместно с ЕИБ, ЕБРР и Всемирным банком.
Фактически организация реверсных поставок возможна, но вопрос об их законности будет часто подниматься. Для российской стороны это дополнительная “головная боль”, так как меняется баланс поставок в регионе, но ситуация не критична, поскольку объемы будут взаимно замещаться.
Необходимо понимать, что реверсные поставки остаются “виртуальными”, так как реальные крайне сложно осуществить с технической точки зрения. Если же будет ставиться вопрос о реальном реверсе, то должны строиться дополнительные газопроводы, так как поставка газа из Европы в Украину отменяет возможность поставки транзита газа по этим магистралям из России в европейские страны. (Вести Экономика/Энергетика Украины, СНГ, мира)