Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: нужно вернуть статус ядерной державы

Вооруженная агрессия Российской Федерации по отношению к Украине продемонстрировала несостоятельность систем коллективной защиты. Они не смогли обеспечить территориальную целостность государства и обесценили гарантии безопасности странам, отказавшимся от ядерного оружия.

Правовые гарантии безопасности исчерпали себя, зато укрепили позиции “права силы” и “атомной дипломатии”. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), к которому из числа 189 стран мира присоединилась и Украина, разделил мир на две категории государств – ядерные и безъядерные.

В настоящий момент ядерных стран в договоре только пять – Великобритания, Китай, Россия, США, Франция. В период 1985-1993 гг. и с 1994 г. по 2003 г. в состав ДНЯО входила КНДР. Эти страны взяли на себя обязательство не применять ядерное оружие против неядерных государств, кроме ответа на ядерную атаку или обычную атаку в союзе с другой ядерной державой. Правда, указанные гарантии безопасности безъядерных государств зафиксированы только в резолюции Совета безопасности ООН и прозвучали в заявлениях Великобритании, СССР и США, но в текст самого договора так и не вошли.

Современный передел мира и его ресурсов продолжается между ограниченным кругом государств “ядерного клуба”, которые исповедуют политику двойных стандартов. Под разными предлогами они сохраняют ядерный статус и используют его в качестве аргумента в международных отношениях.

На протяжении 1959-1991 гг. США нацеливали часть ядерных боеголовок на Северную Корею, которая далеко не все эти годы имела ядерное оружие. Бывший министр обороны Великобритании Джефф Гун предельно ясно говорил о возможности применения ядерного оружия в ответ на нападение со стороны государства, которое не признает международных норм. В январе 2006 г. президент Франции Жак Ширак предупреждал, что поводом для применения ядерного оружия может стать террористическая деятельность во Франции, организованная другим государством.

Гарантами безопасности Украины выступили именно страны “ядерного клуба”, когда подписали Будапештский меморандум в 1994 г. Проблема только в том, что страны из состава “ядерного клуба” не имеют влияния друг на друга – все они обладают одинаковым по разрушительной силе аргументом. Военные действия между странами с ядерным статусом маловероятны.

Отказавшись от ядерного статуса, Украина сама определила свое место в современной истории. Война ведется не в Украине, но за Украину. Вопрос в том, до какой степени страны “ядерного клуба” позволят друг другу вмешиваться во внутренние дела других неядерных стран.

Сейчас Украина оказалась в критической ситуации, когда все легальные инструменты защиты стали неэффективными, а угроза национальной безопасности продолжает расти. Именно поэтому нужно срочно искать механизмы защиты от дальнейшей агрессии

Украина страна могла бы начать процесс вступления в НАТО. На сегодня этот военный блок остается практически единственным действенным и высокоорганизованным институтом коллективной безопасности. Тем более что Украина уже вела интенсивный диалог по членству в НАТО. 15 января 2008 г. было подано официальное заявление относительно возможности присоединения к плану действий по членству (ПДЧ) в НАТО (так называемое “письмо трех”, которое подписали президент Украины Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и глава Верховной Рады Арсений Яценюк).

В ответ на это заявление генеральный секретарь Яап де Хооп Схеффер на итоговой пресс-конференции по результатам саммита в Бухаресте провозгласил, что, вне всяких сомнений, Украина присоединится к НАТО. Правда, тогда вступление в Североатлантический альянс не поддерживало большинство украинских граждан, включая непосредственный электорат властной команды.

Недавно уже нынешний премьер-министр Яценюк заявил, что Украина не намерена поднимать вопрос о вступлении Украины в НАТО. Поэтому рассчитывать на этот путь обеспечения государственной безопасности стране не приходится.

В таком случае Украина должна защищать себя самостоятельно: воспользоваться правом выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия и вернуться к ядерному статусу. Интервенция России дает Украине для этого все юридические основания. Поскольку страна-гарант не выполнила обязательство воздержаться от посягательств на территориальную целостность и политическую независимость Украины, то и Украина становится свободной от обязательств.

Процедура и основания выхода из договора о нераспространении ядерного оружия предусмотрены статьей 10 этого документа. Так, каждый участник договора в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из договора, если он решит, что связанные с его содержанием исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы страны. О выходе необходимо сообщить за три месяца всем участникам договора и в Совбез ООН. В уведомлении должно содержаться заявление о тех самых исключительных обстоятельствах.

Проще говоря, руководству Украины достаточно принять политическое решение о выходе государства из договора и направить соответствующее заявление.

Специалисты утверждают, что Украина еще не потеряла технологии создания ядерного оружия и в довольно короткий срок способна их восстановить. В частности, руководитель Днепропетровского филиала Национального университета Анатолий Шевцов считает, что при наличии политической воли и $1 млрд. на это понадобится всего полгода. По мнению ученого, Украина способна создать ядерные боеприпасы – как на основе обогащенного урана, так и на основе плутония.

Forbes попытался выяснить у специалистов перспективы восстановления Украиной статуса ядерной державы. Опрошенные эксперты из числа военных и представителей атомной отрасли наотрез отказались говорить на эту тему, назвав ее откровенно провокационной. Мотив был один: любая попытка Украины возвратить этот статус сделает Украину страной-изгоем. Тем более, в данной политической обстановке, когда государство ищет в мире финансовую и моральную поддержку.

Вот наиболее часто звучавшие тезисы:

* В Украине нет ни грамма высокообогащенного урана, который необходим для производства ядерных зарядов. Последняя партия находилась в экспериментальной ядерной установке в Национальном научном центре “Харьковский физико-технический институт”, но в 2010 г. она полностью была вывезена в Россию.

* Технологий и оборудования для обогащения в Украине нет.

* В мире уже появились новые модификации ядерных боеголовок, и Украине потребуется вложить несколько миллиардов долларов в разработку подобных технологий, потому что никто нам их не продаст. На это уйдет несколько лет, возможно – до 10 лет.

* В Украине нет полигонов для испытания ни ядерных боеголовок, ни ракетно-пусковых комплексов. Построить их на территории густонаселенной страны не представляется возможным.

Создание ядерного потенциала для гарантии безопасности территориальной целостности, к сожалению, является вынужденной необходимостью и, очевидно, единственным действенным механизмом защиты нашего государства в мире “атомной дипломатии”.

Де-факто ядерный статус расширяет возможности государства в международных отношениях и защищает не только от агрессии других государств, но и от сопротивления агрессивным действиям самой ядерной державы.

Но, по мнению опрошенных Forbes экспертов, в мире уже существуют боеприпасы, гораздо более эффективные, чем ядерные боеголовки. Они имеют такую же разрушительную силу, но не уничтожают живой мир вокруг. Возможно, на них Украине и следовало бы обратить внимание. (Forbes Украина/Энергетика Украины и стран мира)

Exit mobile version