Не вызывает сомнений, что угрозы введения экономических санкций со стороны ЕС как следствие политики России в Крыму были восприняты в Кремле достаточно серьезно. Именно поэтому накануне провозглашения правительством Крыма своей независимости в Берлин отправился Иван Грачев, председатель комитета Госдумы РФ по энергетике. После своего визита на берега Шпрее он на персональной странице в Twitter постарался развеять опасения российских властей на этот счет. Он пишет: “В США все чаще раздаются призывы о снятии ограничений на экспорт сжиженного природного газа в Европу и Украину”. Якобы это избавит регион от “пагубной энергозависимости от России”. По мнению Ивана Грачева, такой сценарий сегодня невозможен. Слишком велики могут быть экономические потери – никто ни в Европе, ни в самих США не согласится на это пойти. По его мнению, это связано с тем, что, во-первых, поставки в больших объемах сейчас просто невозможны. Дешевого газа сегодня нет уже в самих США. Себестоимость и там практически доходит до $300/тыс. куб. м. А с доставкой выходит, мол, $500 и выше. Так что вряд ли прагматичные американцы, весьма щепетильные при расходах, возьмутся быть газовым донором целого промышленного континента. Причем, особо отметим, континент этот является, по сути, для них главным конкурентом в экономике. Все, что они могут сделать в такой обстановке, – это совершить политический жест, послав один танкер со сжиженным газом в Европу. Но никак не более, считает думский энергоэксперт. А между тем, продолжает он, расходы газа на Европейском континенте только растут, за 2013 г. поставки российского газа увеличились почти на 20%. Никто, кроме России, не способен сегодня удовлетворить растущие потребности старого континента.
Все это так, но важно оценить последствия возникшего в отношениях между ЕС и Россией кризиса в средне- и долгосрочном плане. На состоявшейся сразу после визита Ивана Грачева в Берлин информационной встрече группы российских журналистов с Карлом-Георгом Вельманном, действительным членом внешнеполитического комитета германского Бундестага, прежде всего обращает на себя внимание, что правящая в ФРГ партия ХДС (совместно с ХСС и СДПГ) ни в коем случае не намерена пока отказываться от поставок российского газа. Тем более что, по последним оценкам ряда немецких экспертов, в частности председателя правления одного из ведущих немецких нефтегазовых концернов Wintershall Райнера Зеле, “нефть и газ пользуются спросом как никогда, и Международное энергетическое агентство рассчитывает на увеличение мирового энергопотребления на более чем треть до 2035 г. В то же время ситуация с источниками сырья усложняется”.
Ясно, что в этих условиях политикам необходимо ориентироваться на мнение населения и бизнес-сообщества. Согласно опросу, проведенному германским агентством Forsa, этими событиями интересуются три четверти граждан ФРГ, только 7% полагают, что для участвующих в конфликте сторон, будь-то Россия, США или ЕС, речь идет действительно о защите интересов населения Украины. 76% немцев усматривают в этом преследование собственных интересов этих стран. Почти половина немцев не верят, что складывающаяся в Украине ситуация может привести к затруднениям в поставке в Европу российских углеводородов. Заслуживает внимания, что 64% по-прежнему считают Россию надежным поставщиком нефти и газа в Европу. При этом 47% опрошенных убеждены, что санкции навредят и странам ЕС, и конкретно Германии – 44%. Видимо, поэтому почти две трети опрошенных полагают, что конфликт в Украине может в дальнейшем негативно повлиять на ситуацию в Европе.
Комментируя этот опрос, президент российско-германской внешнеторговой палаты (и глава концерна Wintershall) Райнер Зееле отметил, что германская внешнеторговая палата и весомая часть немецких предпринимателей выступают против экономических санкций, считая, что они неактуальны, их нельзя будет реализовать и вряд ли они помогут. Поэтому он предлагает вместо эскалации конфликта заняться поиском партнерских решений, поскольку как Европа, так и Россия нуждаются друг в друге.
Поэтому и Вельманн считает, что расширение энергетических отношений с Россией является правильным и разумным. Однако он усматривает налаживание партнерских отношений между Россией, ЕС и Украиной в следующем ключе: речь должна идти не о быстрейшем вводе в строй “Южного потока” или использовании пустующего наполовину немецкого газопровода OPAL, соединяющего “Северный поток” с немецкой газораспределительной системой, а о продолжении поставок через Украину, и более того – скорейшей модернизации ее газотранспортной сети. Собственно говоря, Германия и ЕС, судя по всему, намерены любым путем сохранить Украину в качестве транзитной страны. Понятно, что это возможно только в случае замораживания имеющихся у “Газпрома” проектов поставки голубого топлива в Европу в обход Украины и при возможно быстрой политической и экономической стабилизации ее. Газотранспортная система (ГТС) Украины – одна из крупнейших в мире – выполняет две основные функции: обеспечение природным газом внутренних потребителей, а также транзит природного газа через территорию Украины в страны Западной и Центральной Европы. ГТС Украины состоит из 39,8 тыс. км газопроводов с компрессорными станциями, 13 подземных хранилищ газа, сети газораспределительных и газоизмерительных станций.
Пропускная способность газотранспортной системы на входе составляет около 288 млрд. куб. м, на выходе – 178 млрд. куб. м газа в год, в том числе 142 млрд. куб. м в европейские страны. Следует отметить, что проектные показатели не являются чисто теоретическими, а фактически подтверждаются. В осенне-зимние периоды газотранспортная система Украины обеспечивала транзит газа в Европу на уровне 140 млрд. куб. м в год. Украинская ГТС тесно связана с системами соседних европейских стран – России, Беларуси, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, Молдавии, через них интегрирована в общеевропейскую газовую сеть и, таким образом, является мостом между крупнейшими газодобывающими регионами Россией и Средней Азией и потребителями Европы.
Для Вельманна в сложившейся ситуации главное – поставить газ на надежную техническую и политическую основу. Украинская, да и российская приграничная газовая инфраструктура уже насчитывает 40 лет и была построена еще в 70-е годы, и требуется ее существенная модернизация. Ее совместное проведение будет означать увеличение эффективности примерно на 30%. Поскольку на каждые 100 км газопровода приходятся газовые станции, оснащенные газовыми турбинами, которые уплотняют газ, но и потребляют при этом много газа, то только за счет модернизации этих газовых турбин можно будет сэкономить только на украинском участке до 2 млрд. куб. м газа. Как он заявил российским журналистам, “Газпром” мог бы это дополнительное количество продать и увеличить свою выручку. Поэтому германский политик хотел бы вернуться к обсуждению далеко не новой идеи трехстороннего участия в модернизации украинской (а возможно, и российской) газотранспортной системы.
Для “Газпрома” складывается парадоксальная ситуация, которая заключается в том, что ему надо отказаться от попыток найти обходные транспортные пути для своего газа в Европу и налаживать сотрудничество с Киевом, чтобы сохранить за собой Европу в средне- и долгосрочной перспективе как потребителя российского газа. (Независимая газета/Энергетика Украины и стран мира)