В последние недели международное сообщество анализировало потенциальное влияние возможных ответных российских санкций. Многие аналитики обращали внимание на большую зависимость России от газовых и нефтяных доходов. По мнению руководителя Палаты возобновляемой энергии Эстонии Рене Таммиста, поиск альтернатив российскому газу – вопрос политической воли.
Швеция справляется практически без природного газа, пишет Таммист. Более того, у этой страны нет инфраструктуры, необходимой для распространения природного газа по территории всей страны, и лишь немногие населенные пункты и предприятия на юге этого государства потребляют природный газ, экспортируемый из Дании. Чему мы можем научиться у Швеции в нынешней трудной для безопасности ситуации? Тому, что обеспечить себя недорогой энергией можно и без природного газа.
Нынешняя ситуация в Швеции не была подарком небес. Швеция положила начало принципиальным изменениям в энергетике около 40 лет назад, после нефтяного кризиса. Поводом стало то обстоятельство, что экономика Швеции в большой степени зависела от импортируемого ископаемого топлива, и была, таким образом, крайне уязвима по отношению к колебаниям цен на энергию на мировом рынке.
Новый подход опирался на три столпа: широкомасштабное строительство теплосетей вместе с когерационными станциями, амбициозные стандарты экономии энергии, а также мощное развитие восстанавливаемой энергии. Сегодня нефтяная продукция составляет 22%, а природный газ 3% от примарного потребления энергии Швеции, и доля потребления “черной энергии” здесь самая маленькая среди всех 28 стран-членов Международного энергетического агентства. В то же время, благодаря тяжелой промышленности, потребление энергии на душу населения в Швеции одно из самых высоких.
Климатический и энергетический план, принятый в Швеции в 2011 г., подразумевает, что к 2020 г. 50% всей потребляемой энергии будет восстанавливаемой, а от использования природного газа в выработке тепла откажутся вовсе. К 2030 г. планируется полностью отказаться от использования “черной” энергии в транспорте.
Как же Швеция все-таки обеспечивает себя доступной по стоимости энергией, не используя при этом природный газ?
Около 45% электроэнергии в Швеции производят из гидроэнергии. Важную, но все уменьшающуюся, роль играет атомная энергетика. Быстро растет производство электричества из ветра (11%), и существенную часть производят из биоэнергии. Торговая схема “зеленых сертификатов”, созданная в 2003 г. стала важным механизмом, который помог увеличить долю возобновляемой энергии. Большая часть отопительной энергии производится из восстанавливаемых источников: в основном, это биоэнергия. Последние из могикан, использующие, например, масло для отопления домов, могут воспользоваться налоговой скидкой, если они решат перейти на возобновляемую энергию. Использование биоэнергии, по сути, налогами не облагается. Инвестиционные дотации помогают увеличить использование биоэнергии в теплосетях. Важны также высокие акцизы на масло и природный газ. (Dv.ee/article/Энергетика Украины и стран мира)