В конце прошлой недели вступил в силу закон “О внесении изменений в закон Украины “О государственном бюджете на 2014 г.”, сокративший, в частности, затраты на содержание отечественной угольной промышленности. На 1,134 млрд. грн. была урезана крупнейшая статья расходов – дотации на покрытие разницы между заявленной Минэнергоугля фактической себестоимостью угольной продукции госшахт и ценой на нее (в 2013 г. – 1,352 тыс. грн. за 1 т и 493 грн. соответственно). На эти цели в нынешнем году направят 12,168 млрд. грн., тогда как в 2013 г. выделили 13,302 млрд. грн.
Согласно документу, также полностью отменена господдержка строительства угле- и торфодобывающих предприятий и их технического переоснащения, на что предыдущая редакция бюджета-2014 предусматривала 2,364 млрд. грн. Точнее, затраты на техперевооружение перенесены в текущем году на плечи самих госшахт (142 млн. грн.) или их потенциальных инвесторов.
Угольщики утверждают, что бюджетные новации ставят под угрозу само существование шахтостроительного бизнеса. “Шахтостроители будут лишены объема работ, а значит, и зарплат.
Ситуацию усугубляет еще и задолженность за работы, выполненные в предыдущие годы. Все это приведет к остановке и гибели предприятий шахтостроительного комплекса”, – подчеркнул председатель Укруглепрофсоюза Виктор Турманов на встрече с министром энергетики и угольной промышленности Юрием Проданом. Министр поручил руководству шахт обеспечить своевременные расчеты с подрядными шахтостроительными организациями и осуществить перевод задолженности за выполненные работы в 2012 г. на собственные средства.
Но если задолженность возникала, когда на шахтостроение и техническое переоснащение шахт выделяли деньги, то сейчас – в условиях обнуления этой статьи госбюджета – о возмещении задолженности за работы прошлых периодов речь не идет. Впрочем, и само техперевооружение никогда не осуществлялось в должной мере. “Угольный фонд изношен на 80-85%, а механизация и эффективность труда крайне низкие (в Украине на шахтера приходится 20-23 т добытого угля, тогда как за рубежом – 90-100 т)”, – оценивает эти параметры руководитель департамента риск-менеджмента международной юридической фирмы Integrites Евгений Тимошенко.
По его словам, более 90% шахт работают уже десятки лет без реальной реконструкции. “Нашему оборудованию (подъемным машинам, вентиляторам, турбогенераторам) столько лет, сколько и самому предприятию, большая его часть отслужила свой срок”, – рассказывает руководитель пресс-службы ГП “Макеевуголь” Вера Лященко.
В минувшем году на капитальное строительство из госбюджета было потрачено 370,7 млн. грн., из них 118 млн. грн. – на сооружение новой шахты №10 “Нововолынская”. В 2014 г. на единственную стране строящуюся с нуля госшахту не предусмотрено финансирование. Остальные 252 млн. грн. государственных и около 80 млн. грн. собственных средств ушло на реконструкцию и переоснащение действующих шахт. “Некоторые машины, в основном подземной добычи, мы смогли приобрести за счет денег, полученных от хозяйственной деятельности “Макеевугля”, – говорит Лященко.
В этом году осилить запланированные затраты на модернизацию за счет своих средств в объеме 142 млн. грн. шахтерам вряд ли удастся даже на треть. “Угольные предприятия не имеют собственных ресурсов на обеспечение повседневной работы (покупку лесов, стоек, крепей и др.), не говоря уже о финансировании строительства и техпереоснащение”, – заявил “Капиталу” председатель независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. Предприятия не способны генерировать эти дополнительные средства, поскольку рынок затоварен углем и шахты работают на склад.
ПАО “Шахта “Надия” обратилась к Продану с просьбой посодействовать в сбыте не менее 15 вагонов угля в сутки с апреля до конца года (сейчас ежесуточно отгружается два вагона). “Перепроизводство в 2013 г. составило 5 млн. т, в 2014 г. ожидается на уровне 7-8 млн. т. Причем львиная доля профицита создается за счет нелегальной добычи (копанок), уголь из которых дешевле и имеет доступ к сбыту на электростанции”, – уточнил генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.
Впрочем, основной причиной технической отсталости углепрома эксперты считают не дефицит бюджетных средств, а нецелевое их использование. “Суммы инвестиций в техперевооружение частных шахт и государственных практически сопоставимы. При этом техническое оснащение, то есть эффективность этих вложений, отличается в разы”, – подчеркнул Харченко.
В общем аналитики позитивно оценивают секвестр угольного бюджета, усматривая в этом первые шаги реального реформирования отрасли. “Премьер-министр заверил, что по итогам его встречи с шахтерами большая часть “угольных” 12 млрд. грн. также будет пересмотрена”, – добавил Евгений Тимошенко. Аналитик полагает, что при условии полной экономии, прозрачности рынка и ликвидации бесперспективных шахт вполне реально снизить убытки отрасли до 3-4 млрд. грн. (Капитал/Энергетика Украины и стран мира)