Кабинет министров Украины не принял во внимание предложения участников рынка возобновляемой энергетики, а также обеспокоенность иностранных инвесторов изменением правил работы в отрасли “задним числом” и направил соответствующий законопроект (№4644) в парламент.
Данным законопроектом, в частности, предлагается исключить из формулы расчета тарифа солнечных электростанций (СЭС) коэффициент пикового времени 1,8, то есть, фактически снизить тариф для уже построенных СЭС в 1,8 раз.
Ранее, Ассоциация участников рынка альтернативных видов топлива и энергетики, а также Европейско-украинское энергетическое агентство неоднократно выступали против этого законопроекта, в частности, против снижения “зеленого” тарифа для уже построенных и введенных в эксплуатацию СЭС, и настаивали на привлечении их специалистов к разработке этого документа.
По мнению партнера независимой консалтинговой компании TRAFICON Наума Рикшпуна, снижение гарантированного “зеленого” тарифа для СЭС “задним числом”, то есть для тех электростанций, которые уже построены, будет иметь катастрофические последствия. В частности, это “убьет доверие инвесторов” и сделает невозможным привлечение инвестиций в Украину, так как правила игры здесь меняются по ходу.
При этом старший юрист фирмы “Астерс” Ярослав Петров обратил внимание, что снижение “зеленого” тарифа может привести к многочисленным искам против Украины. “Солнечные электростанции могут быть зарегистрированы на компании в юрисдикциях, с которыми Украина подписала договора о защите инвестиций … Есть большой риск, что компании обратятся в суд против Украины. Большие кредиторы строительства СЭС, а среди них российские и китайские банки – также могут обратиться в суды после возникновения неплатежей со стороны заемщиков”, – отметил он.
На этой неделе гендиректор CNBM NewEnergyEngineeringCo.,Ltd (крупнейшей Китайской национальной группы корпораций по строительным материалам) Янгджи Чен отметил, что резкое уменьшение “зеленого” тарифа приведет к существенному снижению стоимости собственных активов корпорации в солнечной генерации Украины (стоимостью около $1 млрд.), невыполнению СЭС финансовых обязательств и остановит развитие “зеленой” энергетики в Украине. Он также отметил, что достаточно высокий, по словам некоторых представителей власти, “зеленый” тариф в Украине не компенсирует тех рисков, которые здесь есть.
“В Украине не та ситуация и не те условия, чтобы сделать здесь тариф, как в Германии. Если снизить “зеленый” тариф до уровня Германии, Испании, Греции то никто не будет инвестировать в Украину при таких ставках. Большинство инвесторов уйдет в Германию, Японию, США. Зачем инвестировать в Украину, если есть гораздо более выгодные условия в других странах?”, – подчеркнул Чен. Он также выразил удивление тем, что представители украинского правительства не встретились с представителями CNBM и не ответили на письма крупнейшего инвестора в солнечную энергетику Украины.
Cейчас тариф для СЭС определяется по формуле “58,46 коп./кВт-ч * 1,8 *коэффициент “зеленого” тарифа и корректируется в зависимости от изменения курса евро.
Кроме того, правительственным законопроектом предлагается также существенно снизить коэффициенты “зеленого” тарифа для новых СЭС, которые будут введены в эксплуатацию после 1 июля 2014 г. При этом станции на возобновляемых источниках должны покупать электроэнергию для собственных и хозяйственных нужд исключительно по “зеленому” тарифу, установленному для них.
“Например, “Завод им. Фрунзе” установил на крыше небольшую СЭС (это не его основной вид бизнеса), покупает намного больше электроэнергии, чем производит. Но, после принятия законопроекта, он будет вынужден закупать всю электроэнергию по “зеленому” тарифу – это несправедливо”, – считает адвокат Максим Сысоев, эксперт Международной финансовой корпорации по вопросам “зеленого” тарифа в Украине.
Законопроект определяет также, что затраты по подключению объектов возобновляемой энергетики к сетям полностью возлагаются на инвесторов (ныне действует норма о софинансировании облэнерго подключения СЭС). По мнению экспертов, указанная норма приведет завышению стоимости подключения солнечных парков к сетям.
Также законопроектом устанавливается единое требование локальной составляющей для ВЭС, СЭС и биотопливных станций, строительство которых начато после 2011 г., а пуск состоялся с 1 июля 2013 г. (для биогаза – с 1 января 2014 г.) – на уровне 30%. (РБК-Украина/Энергетика Украины и стран мира)