Азербайджан потенциально имеет очень хорошие перспективы для развития в Украине в свете произошедших в стране изменений и пересмотра основ энергетической безопасности в Европе. Об этом заявил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, выступая на VII Каспийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции в Баку, организованной компанией Confidence Capital.
“Последние события в Украине и та напряженность, которая существует в отношениях с Российской Федерацией, еще раз показала, что в современном мире на первый план выходит не цена, а надежность поставок и диверсификация их источников, – заявил С. Куюн. – В свете этих реалий Азербайджан может резко усилить свои позиции в нефтяном секторе Украины и Европы”.
Приоритетным проектом является нефтепровод Одесса-Броды в рамках Евразийского нефтетранспортного коридора, который многие годы не может сдвинуться с мертвой точки в первую очередь из-за невнятной позиции Киева и саботажа Польши, которая также не хочет расставаться с дешевыми поставками российской нефти Urals для своих НПЗ.
“Сегодня мы видим едва ли не самую радикальную в Европе позицию Польши по украинскому вопросу и это означает готовность Варшавы более конструктивно подойти к рассмотрению проекта Одесса-Броды”, – сказал украинский эксперт, напомнив, что до последнего времени одним из ключевых требований поляков были гарантии загрузки нефтепровода со стороны ресурсодержателей, в том числе и Азербайджана.
Однако, по мнению С. Куюна, важнейшую роль в блокировании проекта играли власти Украины, которые прислушивались к мнению Москвы и в целом не проявляли должного внимания к проблемам нефтетранспортной отрасли. “Россия не заинтересована в работе этого маршрута, так как потенциально нефть из Одессы может не только заменить Urals в Польше, но и при небольших инвестициях пойти дальше в Германию и Австрию, а также войти в южную ветку “Дружбы”, потеснив россиян в Чехии и Венгрии”, – считает эксперт. Учитывая нынешнюю риторику европейцев о необходимости снижения зависимости от России в энергетике, возобновление активной проработки проекта Одесса-Броды было бы очень кстати. “В “Дружбу” можно заходить прямо сейчас, никаких инвестиций не надо, только политическая воля стран-получателей нефти”, – сказал он.
С. Куюн также отметил проблему в управлении украинской нефтепроводной компанией “Укртранснафта”. “Ею руководят ставленники частной финансово-промышленной группы, интересы которой зачастую расходятся с государственными. В преддверии реализации таких крупных международных проектов эту ситуацию, безусловно, нужно менять”, – уверен эксперт.
Вторым направлением приложения усилий эксперт назвал участие в проектах по восстановлению украинской нефтепереработки. В частности, он назвал азербайджанские компании наиболее подходящими инвесторами для Кременчугского и Херсонского НПЗ.
“Говорить о поставках российской нефти не приходится, соответственно речь может идти только об импорте через морские порты, где наибольший свободный объем нефти имеет Азербайджан”, – считает С. Куюн. По его мнению, Украина могла бы рассмотреть возможность продажи 43% акций “Укртатнафты”, которые находятся в управлении “Нафтогаза Украины”. “С этим пакетом Украина как собака на сене – не продает и сама в управлении заводов участия не принимает”, – говорит эксперт. В то же время, учитывая имеющиеся установки и их состояние, предприятие нуждается в сравнительно небольших инвестициях в развитие. “Проекты SOCAR в Азербайджане и Турции суммарно измеряются миллиардами долларов, тогда как в Кременчугу необходимо $0,5-1,0 млрд., чтобы выйти на уровень переработки и качества Евро-5 в количестве, которого будет достаточно для покрытия 60-70% внутреннего рынка в нефтепродуктах всех марок”, – считает C. Куюн. К рискам данного проекта эксперт относит позицию владельца второй части акций – группы “Приват”.
Между тем существует также проект развития Херсонского НПЗ, где владелец – группа “Континиум” – ищет инвестора. “Завод хорошо расположен, рядом море, есть нефтепровод, общезаводское хозяйство и осязаемый объем инвестиций. А главное – желание владельца возродить предприятие”, – отметил глава “А-95”.
Эксперт также отметил, что, несмотря на все сложности, хороший опыт работы в Украине у азербайджанских компаний есть.
“Розничная сеть SOCAR хотя и не владеет большой долей рынка, но за последние годы стала видным и узнаваемым игроком. Это признают как потребители, так и конкуренты сети”, – сказал C. Куюн. По его оценке, такой результат стал для многих неожиданностью, так как намного ранее зашедшие на рынок Украины российские вертикально-интегрированные нефтяные компании не смогли добиться лидерских позиций. “Розничный рынок Украины характеризуется очень высокой конкуренцией, и SOCAR смог занять на нем свою нишу и предложить уникальные позиции, в частности, в сервисе. На сегодня именно комплексы SOCAR во многом являются символом Азербайджана в Украине”, – заключил эксперт. Он выразил надежду, что азербайджанской сети удастся удержать высокие стандарты своей работы и при расширении сети, о котором заявляет менеджмент “Сокар Энерджи Юкрейн”.
Опыт работы Азербайджана в Украине насчитывает несколько проектов, которые за исключением развития розничной сети по разным причинам были не очень успешными. В 2009 г. группа “Приват” начала поставки азербайджанской нефти в Кременчуг, однако в 2011 г. программа была свернута из-за нерентабельности переработки.
В 2010 г. Азербайджан по просьбе Беларуси начал поставки нефти по системе Одесса-Броды и дальше на Мозырский НПЗ. Однако в 2011 г. поставки остановились вследствие договоренностей между Минском и Москвой о возобновлении льготных условий поставок нефти.
Основные надежды были связаны с достройкой нефтепровода Одесса-Броды до польского Плоцка, разговоры о которой идут более 10 лет. Однако в силу комплекса факторов проект в 2013 г. был фактически заморожен. (Oilnews.com.ua/Энергетика Украины и стран мира)