Как стало известно 21 мая, Государственная экологическая инспекция в Сумской области добилась запрета на выкачку “Укртранснафтой” (управляемой менеджером группы “Приват” Игоря Коломойского) технической нефти (по крайней мере на участке 451-479 км нефтепровода “Мичуринск – Кременчуг”). Такое решение принял Окружной административный суд Киева 7 мая.
Как следует из судебного решения, “Укртранснафта” отбирала нефть из нефтепровода еще в 2009 г., заменяя ее водно-азотным раствором без полученного на то разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, а также в отсутствие проектной документации и экологической экспертизы.
Это далеко не первое решение по запрету выкачки нефти из нефтепроводных магистралей в отношении компании. В октябре 2013 г. прокуратура Сумской области запретила “Укртранснафте” это делать на том же участке, поскольку предприятие не предъявило документ, который подтверждает право собственности компании на извлекаемые из трубы 11 тыс. куб. м нефти стоимостью 80 млн. грн.
Судебные запреты не останавливали менеджеров “Привата”, так как по состоянию на конец апреля на переработку в “Укртатнафту”, контролируемую этой группой, поступило 173,68 тыс. т нефти из указанного трубопровода. В мае должны были поступить оставшиеся 66 тыс. т. Из каких участков происходит выкачка, в компании не уточняют. Председатель правления “Укртранснафти” Сергей Лазорко объясняет действия компании необходимостью уберечь нефть от краж сепаратистами, а также тем, что украинская армия срочно нуждается в топливе.
В апреле стало известно о том, что “Укртранснафта” добивается разрешения Минэнергоугля на выкачку технической нефти из украинских магистральных нефтепроводов на различных участках и ее переработку на мощностях “Укртатнафти”. По оценкам компании, в нефтепроводе может содержаться 1,355 млн. т нефти. Оппоненты “Укртранснафти” и “Привата” надеются, что нынешнее решение суда приостановит процесс откачки.
Ярым противником освобождения нефтепроводов от технической нефти выступает народный депутат фракции “Суверенная европейская Украина”, бизнесмен Игорь Еремеев (владеет Херсонским НПЗ и сетью заправок WOG). Он называет действия “Укртранснафти” по выкачке нефти уничтожением нефтетранспортной системы Украины, поскольку не верит в то, что магистраль сохранит свою функцию после пребывания в нем азотно-водного раствора долгое время. Также он считает, что компании “Укртатнафта” выгодно перерабатывать сырье из трубопровода, поскольку разница между стоимостью ресурса в трубе и его рыночной ценой сейчас составляет 10 млрд. грн.
Еремеев обеспокоен тем, что в случае опустошения нефтепроводов он не сможет пустить свой Херсонский НПЗ, когда найдет инвестора, который согласится модернизировать завод. Директор консалтингового агентства “А-95” Сергей Куюн подтверждает заинтересованность Игоря Еремеева в сохранности технической нефти в магистрали. “Если нефтепровод не будет работать, Херсонский НПЗ станет неинтересен инвестору. У завода нет другой возможности получать сырье на переработку”, – говорит эксперт.
Опустошение трубы может сорвать запуск еще одного украинского нефтеперерабатывающего завода. Проблемы после выкачки нефти из трубы возникнут и у Лисичанского НПЗ, считает Куюн. Об этом руководство завода (который, согласно планам его инвестора – компании “Роснефть”, должен быть запущен этим летом) уже информировало Минэнергоугля и “Укратранснафту”.
В частности, в письме Лисичанского НПЗ к указанным структурам говорится следующее. “Новость о выкачке технической нефти из нефтепроводов нас всерьез обеспокоила, поскольку возникают сомнения относительно возможности транспортировки ПАО “Укртранснафта” нефти трубопроводным транспортом по маршруту “926 км госграницы с Россией (Великоцк) – Лисичанский НПЗ” без урегулирования дополнительных условий при составлении договора на транспортировку нефти между ЧАО “ЛИНИК” (управляет Лисичанским НПЗ) и ПАО “Укртранснафта”. (Капитал/Энергетика Украины и стран мира)