Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Европа: 28 мая 2014 года будет презентована новая стратегия энергобезопасности Евросоюза

Завтра должна быть опубликована новая стратегия по энергобезопасности ЕС. Несмотря на нейтральное название “Комплексный план по сокращению энергозависимости ЕС”, документ посвящен сокращению зависимости только от одного поставщика – России. Основное внимание уделено поставкам газа, поскольку он занимает 42% в импорте и 27% в потреблении этого топлива в ЕС, при этом шесть восточных стран союза полностью зависят от поставок из России.

ЕК, как и прежде, в средне долгосрочной перспективе рассчитывает на увеличение поставок газа из альтернативных источников, а также на ускоренное развитие интерконнекторов, что позволило бы свободно перемещать газ внутри ЕС. Наиболее действенной мерой в Брюсселе считают выполнение цели по снижению потребления энергии на 20% к 2020 г., или на 371 млн. т нефтяного эквивалента (в пересчете на газ – около 410 млрд. куб. м). То, что падение спроса в Европе является главной угрозой позициям российского газа, признает и “Газпром”. ЕК предлагает также “широко обсудить” возможность усложнения доступа к стратегической энергоинфраструктуре для госкомпаний “из ключевых стран-поставщиков”.

Но перечень краткосрочных мер, которые помогли бы ЕС справиться с перебоями в поставках газа уже этой зимой, невелик и сводится к увеличению запасов в хранилищах и созданию на национальном уровне планов экстренного сокращения потребления. Единственное сравнительно новое предложение – передача части запасов в ПХГ под управление ЕС или Международного энергетического агентства, то есть создание стратегического резерва. Собеседники в европейских газовых компаниях говорят, что пока ЕК официально к ним не обращалась, но неформально идея обсуждается давно и упирается, во-первых, в недостаточный объем европейских ПХГ (зимой они загружаются на 90% для обеспечения текущего потребления), а во-вторых, в отсутствие экономических стимулов для их расширения.

ЕК также беспокоит зависимость от российской нефти и особенно нефтепродуктов, хотя “она пока и не представляет немедленной угрозы”. В Брюсселе обращают внимание на “повышенную концентрацию власти” в российском нефтяном секторе и увеличение участия российских компаний в европейской нефтепереработке, что делает отрасль “подверженной политическому влиянию”.

Сейчас НПЗ в Европе владеют “Роснефть” и «ЛУКойл». В сегменте топлива для АЭС Брюссель намерен настаивать на том, чтобы каждая новая станция имела альтернативу поставкам из России.

Основной интригой энергостратегии был вопрос о создании европейского энергетического союза, главным идеологом которого выступает польский премьер Дональд Туск. Европейские компании отнеслись к идее откровенно враждебно. Но Гюнтер Эттингер, напротив, счел предложение полезным и на прошлой неделе обрушился с критикой как на энергокомпании, “которые не хотят добиваться энергоэффективности, а хотят продавать больше энергии”, так и на отдельные правительства, которые “продолжают действовать в узконациональной логике”.

В итоге в документе энергосоюзу отведена последняя глава, в которой использованы очень мягкие формулировки. На первом этапе предложено создать координационный механизм, в рамках которого страны ЕС обсуждали бы важные шаги в энергетической сфере (в том числе заключение крупных контрактов). Готовясь к заключению соглашений с третьими странами в энергетике, члены ЕС обязаны информировать об этом ЕК и прислушиваться к ее рекомендациям. Конкретных предложений по совместной закупке газа в документе нет: ЕК лишь обещает оценить, подходит ли газовой отрасли опыт Euratom по закупке ядерного топлива. В частности, будет рассмотрен вопрос о том, могут ли несколько крупных европейских покупателей газа объединиться для его совместного импорта на добровольной основе и насколько такой подход соответствует антимонопольному законодательству. (Российский Коммерсант/Энергетика Украины и стран мира)

Exit mobile version