Верховная Рада с третьей попытки внесла в повестку дня законопроект, передающий украинскую газотранспортную систему в управление консорциума с участием американских и европейских компаний. Поскольку он вызвал неоднозначную реакцию даже в коалиции (группа Еремеева – Литвина согласилась проголосовать за него лишь с третьего раза), рассмотрение перенесли на следующую парламентскую неделю (1-4 июля). Но уже сейчас предложенный Кабмином проект становится новым очагом напряженности. В былые времена любые упоминания о создании консорциума по управлению ГТС были поводом для большого скандала на тему предательства национальных интересов. Правда, тогда речь шла о том, что в консорциуме будет “Газпром”, а сейчас – что компании из США и ЕС. Но проблем с проектом это вряд ли позволит избежать. Тем более что это достаточно звонкая (и уже очередная за последнюю неделю) пощечина России, которая на нее наверняка отреагирует.
В пику России
Вот как описывает суть консорциума премьер-министр Арсений Яценюк: “Создается компания-оператор, контрольный пакет акций которой будет принадлежать Украине, а 49% – газотранспортным компаниям стран ЕС, и при этом они должны быть участниками европейского энергетического сообщества или газотранспортным системам США, которые сертифицированы на газовом рынке”.
В правительстве считают, что реализация этого проекта может поставить крест на “Южном потоке” (проект России по строительству обходного газопровода) – Европа тогда будет кровно заинтересована в том, чтобы как можно больше газа шло через Украину. Кроме того, западные компании будут покупать газ на границе России и Украины, и соответственно Киев сможет покупать его у западных компаний в той же точке. А значит, договор Путина – Тимошенко от 2009 г. можно будет выбросить в корзину. Если так все и будет в реальности, то для Москвы зреет полный провал.
В России, впрочем, так не считают.
Москва пойдет в обход
“Мы давно предлагали украинской стороне поговорить о проблемах ГТС, причем и в тройственном формате Россия – Украина – ЕС, но Еврокомиссия посчитала, что этот вопрос будет касаться только взаимоотношений Украины и ЕС. Считаю, что без российского участия такие вопросы просто по определению не могут решаться”, – заявил представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
“Ответом России будет строительство обходных путей, которые превратят украинскую ГТС в груду металлолома”, – говорит российский политолог Сергей Марков.
Сможет ли Москва выполнить эту угрозу?
Убытки для Запада
Теоретически Евросоюз может заблокировать строительство “Южного потока” путем давления на ту же Болгарию (эта страна уже приостановила свое участие в проекте), хотя и это не гарантировано. Но и без того у РФ есть возможности сократить экспорт, максимально загрузив трубу через Беларусь и “Северный поток”.
В таком случае никакой экономической выгоды западные компании не получат: условные Chevron и RWE будут нести прямые финансовые потери – убыточной наша ГТС станет, если через нее будут прокачивать меньше 60 млрд. куб. м. “Кроме русских, с помощью украинской ГТС никто газ качать не будет. И понятно, что в случае принятия правительственного законопроекта, “Газпром” будет сокращать объемы транспортировки голубого топлива. Яценюк заявляет, что ГТС будет более заполнена. Я вам скажу – наоборот. Россия будет делать все возможное, чтобы перенаправить газ всеми возможными маршрутами”, – считает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. (Вести/Энергетика Украины и мира)