Правительство Арсения Яценюка предлагает изменить структуру собственности украинской газотранспортной системы, оставив 51% акций под контролем государства, а 49% – передать компаниям из США или Евросоюза. Премьер-министр утверждает, что такие иностранные инвесторы будут определяться на открытом конкурсе, и обязательно будут проходить согласование в Верховной раде. “Украинский народ вправе знать, кого мы привлечем в качестве инвестора по эксплуатации и модернизации украинской ГТС. Это должны быть ключевые общеизвестные европейские и американские компании, которые обязаны получить согласие и гарантии в украинском парламенте”, – заявил Арсений Яценюк.
Но на самом деле нет никаких реальных и надежных гарантий, что оператором ГТС будет структура, никак не связанная с Россией. Публичное обсуждение – это хорошо. Но ни парламент, ни общественные организации не могут заменить полноценное расследование со стороны Генеральной прокуратуры Украины. Ведь под вывеской европейской компании может скрываться какая угодно структура, даже “Рога и Копыта”.
А возможности “Газпрома” перекупать компании по всему миру, к сожалению, практически безграничны. “Газпром” часто спекулирует своим влиянием. Российская монополия с помощью взяток может склонить на свою сторону какого угодно чиновника, а не только фирму. Известно, что у “Газпрома” в ЕС налажены тесные партнерские отношения со многими политическими структурами и коммерческими организациями, которые позволяют ему успешно лоббировать не только свои интересы, но и интересы Кремля. Такой расклад сложно разрушить. Поэтому НАК “Нафтогаз Украины” не может себя обезопасить от вездесущих связей “Газпрома”.
Но, несмотря на такие серьезные препятствия, ситуация, которая сложилась в Украине с обеспечением внутреннего рынка природным газом, требует активного разрешения. Поэтому я поддерживаю нынешнее правительство, прилагающее практические усилия для сокращения диктата “Газпрома”, хотя его деятельность подвержена и критике. Настойчивые попытки минимизировать поставки российского газа должны увенчаться успехом, и это опровергнет доводы оппонентов Украины, что наша страна совершенно неспособна самостоятельно действовать на рынке и управлять возникающими сложными ситуациями.
В частности, это касается вопроса об эффективном управлении ГТС. Я убежден, что наши газотранспортные магистрали должны оставаться в собственности государства.
Правительственная инициатива распределить газотранспортную инфраструктуру между двумя компаниями, одна из которых будет управлять трубой, а другая – подземными газохранилищами, может оказаться жизнеспособной только при выполнении одного условия: должны быть созданы абсолютно независимые операторы, которые будут эффективно взаимодействовать и слаженно функционировать. На данный момент таких операторов в Украине нет, и их создание – процесс не одного дня. Но одного месяца, я думаю, для этого достаточно. При этом функция контроля над их деятельностью должна быть возложена на государство. В демократических странах именно при таких условиях функционирует ГТС.
У специалистов, которые работают в “Нафтогазе Украины”, достаточно квалификации, чтобы самостоятельно провести полноценную реорганизацию его холдинговой структуры согласно требованиям ЕС. Либерализация газового рынка – основная цель, достижение которой будет способствовать развитию полноценной конкурентной среды и защите прав потребителей. Письменные обязательства по этому поводу Украина взяла на себя еще в 2009 г., подписав в Брюсселе соответствующие договоренности. Власти нашей страны должны довести начатое дело до логического конца.
Укрепление и развитие сотрудничества с ЕС положительно отразится и на ходе газовых переговоров Киева и Москвы. В последнее время стала звучать мысль о том, что урегулирование украинско-российского газового спора об условиях дальнейшего сотрудничества может состояться только при участии глав государств. На фоне агрессии, которую сегодня Россия проявляет по отношению к Украине, не может быть также другой постановки вопроса, кроме как требование к Кремлю забрать свой сапог с Украины.
Ключевая задача на сегодняшний день – это резкое сокращение импорта дорогостоящего российского газа. Так “Газпром” потеряет одного из крупнейших своих потребителей (а по объемам закупок российского газа Украина сейчас занимает третье место). И в результате “Нафтогаз” перестанет быть инвестором той агрессивной политики, которую проводит Владимир Путин в отношении Украины.
Это реально достижимая цель, учитывая существующие возможности “Нафтогаза” договориться об альтернативных поставках ресурса с европейскими партнерами. Контакты Министерства энергетики и угольной промышленности и руководства госхолдинга с Брюсселем проходят достаточно эффективно, судя по озвучиваемым тенденциям в переговорах. Потому что в Евросоюзе вмешательство политики в деятельность бизнеса минимально, в отличие от России. Газовая сфера в ЕС ориентирована на рыночные правила, а не административное вмешательство, и, по сути, выходит за сферу компетенции глав государств.
Газ не должен быть политическим товаром, он должен быть очищен от политики, а условия его поставок должны быть предметом торгов исключительно между коммерческими субъектами. (Богдан Соколовский, экс-уполномоченный президента Украины по вопросам международного энергетического сотрудничества, Forbes Украина/Энергетика Украины и мира)